Антонио Гауди: архитектор вечности
В центре Барселоны, в крипте собора Саграда Фамилия покоится испанский архитектор-модернист Антонио Гауди. Только ленивый не видел в каталонской столице его произведений: парк Гюэля с «пряничными» зданиями, изогнутые дома Мила и Бальо и, конечно же, храм Святого Семейства — собор, который задумал Гауди и в котором нашел свое последнее пристанище.
Сегодня исполняется 160 лет со дня его рождения. Удивительно, но по прошествии длительного времени Антонио Гаудио остается главной фигурой истории архитектуры Барселоны: его экстравагантные здания по праву входят в списки достопримечательностей must-seen, а за сохранностью причудливых форм необычных строений следит ЮНЕСКО.
Храм Святого Семейства — одно из наиболее удивительных зданий в истории архитектуры. По проекту, при его строительстве должны использоваться старые технологии, а сама базилика призвана рассказывать в мельчайших деталях рельефа фасадов Библию и при этом поражать воображение колоссальными размерами — в том числе быть самой высокой церковью в мире. По задумке Гауди, строительство должно вестись исключительно на пожертвования, и в этом состоит одна из причин долгостроя. Специальный комитет получает в среднем около 500 тысяч евро в год, на входных билетах для туристов удается выручить более 30 миллионов евро, и вот уже 130 лет Саграда Фамилия маленькими шажками, но все же растет ввысь. Базилика должна быть увенчана восемнадцатью башнями, сейчас построены только восемь.
Многие ведущие архитекторы, в том числе Ле Карбюзье, предлагали оставить здание незавершенным, однако с ними не согласились власти. Строительство планируют окончить в первой трети XXI века, в качестве предполагаемой даты называют 2026 год, когда будет отмечаться столетие со дня смерти автора проекта.
Про Гауди можно с уверенностью сказать: он действительно опередил время. Известно, что он обладал фантастическими способностями строить дома без чертежей, пользуясь только набросками-картинами в импрессионистском духе и создавая по ходу работы некоторые модели. Незавершенные архитектором здания невозможно было бы закончить, если бы не развитие технологий. Макет будущего храма Святого Семейства был составлен из хитроумно подвешенных мешочков с песком, и исследователи сумели воссоздать модель собора благодаря современным компьютерам. Или другой пример — безопорная система перекрытий. Ее Гауди придумал, чтобы не разделять помещение на части, и только через сто лет появилась компьютерная программа, способная выполнять подобные расчеты — программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полетов.
Из архитекторов Гауди можно было бы сравнить с австрийцем Хундертвассером — он также ориентировался на естественные формы, делал из битой керамической плитки мозаику и украшал дома золотыми и голубыми куполами. Однако Хундертвассер работал спустя век, тогда как во времена Гауди эксцентричные и несдержанные формы были еще не то что не в моде, но только начинали зарождаться — параллельно с ними, например, во Франции расцветал импрессионизм.
Гауди предполагал, что возведение базилики может затянуться. Его упрекали в долгих сроках строительства еще при жизни, однако на все жалобы у него был ответ. Архитектор говорил: «Мой клиент никуда не торопится». Продолжающее строительство собора показывает, что творчество Антонио Гаудио сохраняет свое значение для каталонской культуры. Он предложил новую форму видения архитектуры, объединяющую прошлое, настоящее и будущее. Вероятно, храм Саграда Фамилия станет последним готическим собором в истории человечества, на чье строительство ушло несколько веков.
{odnaknopka}
Подробнее...