Сакральное пространство иконы: Святая Троица
Есть образ единением звучащий,
Всегда непостижимый и родной:
Три странника за чашею одной
Безмолвно говорят о предстоящем.
"Троица" Андрея Рублева – одно из самых удивительных произведений древнерусской живописи. Рублев "взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками".
Икона как зеркало Души, окно в иной мир, помогала людям понять основные законы мироздания.
Все едино и неделимо. Единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно похожими и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит жезл – символ божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Триединство Святой Троицы открывает зрителю три ипостаси Бога: Отец, Сын и Святой Дух.
Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, изображенному слева, с чертами Бога-Отца, как творца мира. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам, его одежды имеют светло-лиловый цвет – все дает понять, что это первое лицо Святой Троицы. Одежда среднего ангела – это красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав, в таких одеждах иконописцы изображали Христа. Дерево за спиной ангела – мамврийский дуб - как Древо жизни: Сын есть жизнь. Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета; гора, расположенная за ним, – символ духовного возвышения - это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим.
Очень незаметно, легкими штрихами мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом все ангелы воспринимаются как одно целое, их единосущность постоянно присутствует. Удивительно тонко передана на иконе и нераздельность.
Наклон голов и фигур двух ангелов направлен в сторону третьего, а объединяет их между собой невидимый круг, в который вписаны все три фигуры ангелов, символ вечности, нераздельности. Но жесты рук всех ангелов направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, чаше. Жертвенная чаша – есть центр иконы. Центр, который помогает человеку на земле приобрести свою ось, дает внутреннюю силу и поддержку в понимании своего предназначения через удивительные знаки и символы, которые были понятны нашим предкам, живших в гармонии с природой. И когда мы начинаем видеть внутренним зрением, то есть сердцем, начинают открываться врата в мир иной, более чистый и светлый, не замутненный никакими мирскими проблемами. Мы видим, что три ангела Великого Совета Святой Троицы находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, когда Отец посылает своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем, мы видим готовность Сына пойти на страдания, принести себя в жертву людям.
Осознание величия жертвенной Любви как главной идеи Троицы помогает человеку преодолеть границу между миром земным и небесным. И от того, насколько мы сами готовы к этому Пути, чтобы приблизить себя к божественному, стать немного выше себя прежнего, зависит только от нас самих, ищущих мудрость в этих просветленных ликах, смотрящих на нас с икон.