Сакральное пространство мифа: «На море-окияне, на острове Буяне…»
За морем синим, за морем Хвалынским, посреди Окиан-моря, лежит остров Буян, на том острове Буяне стоит дуб, под дубом тем лежит бел-горюч камень Алатырь. Под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы той конца нет.
В мифах и легендах народов мира мы встречаемся с понятием острова. У древних славян, как, например, и у кельтов, это понятие было одно из центральных. В так называемой Голубиной книге, в легендах, в многочисленных заговорах мы встречаемся со ставшим уже сказочным образом острова Буяна. Этот остров находится посредине не просто моря, а моря-океана, омывающего нашу землю. По некоторым описаниям, остров Буян лежит на вершине мирового дуба на седьмом небе, у самой его тверди, где открываются «хляби небесные».
Что же это за остров? Почему на протяжении столетий люди обращаются к нему в своих молитвах, мечтах о лучшем мире, лучшей жизни?
Наверно, в каждом человеке живет затаенная тоска о родине, не только физической, если он ее покидает, но и о родине небесной.
Остров Буян для древнего славянина – понятие священное. Остров – это центр мира, источник всего живого на земле. На нем, говоря символическим языком, хранятся «семена» всех живых существ, растений и т.д. Тут сосредоточены все могучие силы: весенние грозы, громы, ветры. На Буяне живут самые древние существа, птицы и звери: змей, всем змеям старший, ворон, всем воронам старший, птица, «всем птицам мати».
С принятием христианства остров Буян стал для древнего человека синонимом рая – места по ту сторону жизни, где он находит истинное счастье, где его окружает только прекрасное.
Камень Алатырь
С островом Буяном неразрывно связано еще одно понятие – камень Алатырь.
Белый латырь-камень всем камням отец
Почему же он всем камням отец?
С под камешка, с под белого латыря
Протекли реки по всей вселенной,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Камень Алатырь лежит в центре острова Буяна под могучим мировым дубом, соединяющим все три мира: мир подземный, земной и небесный. Из-под камня-латыря текут источники, дающие всему миру живую воду, воскрешая природу, даруя земле урожаи.
Камень хранит все источники, нет в мире ничего тверже этого камня, недаром на протяжении столетий им «запирают» все клятвы, заговоры. Под камнем сокрыта сила могучая, «и силы той конца нет».
Мифологические образы прежде всего символы. Поэтому в их описании нет ничего случайного.
Камень лежит в центре острова, который сам по себе уже является центром мира. Он хранит все священное, «семена» жизни, источники, питающими вселенную.
Для каждого человека во все времена важно было это понятие центра. Это мог быть родной очаг, город, храм. Но особое значение придавалось центру священному, тому центру, к которому человек отправлялся в странствие после смерти. Возможно, поэтому в храмах самое священное место, находящееся в центре храма, названо алтарем. Ему человек, отдает, жертвует самое дорогое, чистое, светлое, что родилось в его душе.