Орнамент и сакральное пространство
Орнамент, который мы привыкли считать чем-то второстепенным, зачастую – незначительным приложением к искусству, в древности, в те далекие времена, когда он зародился и откуда пришел к нам, был не менее важен, чем молитва Богам или магическое заклинание. Он был Священным и на особом, символическом языке говорил людям об очень важных вещах, без которых Жизнь в ее изначальном, божественном смысле была немыслима. В его «идеограммах», которые на современном языке называются просто «орнаментальными мотивами», содержались таинственные и насыщенные величавой мыслью схемы Бытия. Их изображение на различных предметах – бытовых, а особенно ритуальных, означало присутствие иного Мира.
Мотив, или точнее формула бытия, будь то солярный знак, крест или свастика, меандр или двойные топоры, славянское Древо жизни или всадники, обладал таинственной силой. Благодаря ему профанное пространство, хаотичное и лишенное смысла, преображалось и становилось Сакральным, освященным, обитаемым Богами. Знающий его язык мог «прочитать» о тех загадочных Мирах, откуда все берет начало и куда возвращается человек после смерти, а в земной жизни – во время ритуалов, праздников, в особые моменты, отмеченные календарем. О том, что должен делать человек, чтобы стать «космическим человеком», чтобы не сойти со Священного Пути, начертанного Богами. И не просто прочитать.
Орнамент был способен перенести верящего в него в Изначальное Пространство – вместилище Творения, вернуть к Истокам и даровать часть своей великой творческой силы. Особую силу обретал орнамент во время праздников, освященный особыми ритуалами и единством любви людей.
Язык орнамента – загадка для современного человека. Высказывалось мнение, что он недоступен его обмельчавшему, суетному сознанию. Но на самом деле, это загадка, зовущая к открытиям. Здесь начинается Путь к древней Мудрости, которая ждет, чтобы ее отыскали, и приоткрывается только тому, кто очень хочет понять хотя бы маленькую ее часть. Кто готов перешагнуть через первую границу таинственности и непостижимости, готов к другим препятствиям и неожиданностям, всегда поджидающим путника в далеком путешествии.
Мы не знаем, с чего начинался этот путь для тех, чьими руками писались загадочные «письмена». Может быть, с первого в их жизни праздника или древних легенд. Может, со сказок старой, все знающей бабушки или с первого «паломничества» к древнему святилищу на священный холм, сквозь огненную цепь костров, священного очистительного огня. Но эта дорога продолжалась всю жизнь, обозначенная особыми вехами празднеств, когда как будто по-новому оживал древний орнамент на знакомых вещах и протягивалась еще одна ниточка к Небу – через разные ритуальные предметы. Например, вышитые полотенца на стенах дома служили своеобразными языческими иконами. Они связывали руки жениха и невесты во время свадебных ритуалов или в праздничные дни опускались в окна как лестница для предков, чтобы они могли в эти особые моменты воссоединиться с живущими и с Богами, спустившимися на землю.
Среди орнаментов, дошедших до нашего времени, существует множество самых различных. Есть образованные сложными переплетениями мотивов в жгуты, косички, меандры, пронизанные возвратным и поступательным движением, с повышенной динамикой и беспокойством. В орнаменте, рожденном русской традицией, преобладали ряды, набранные из одинаковых мотивов, которые создавали особое ощущение мерного движения, длительного, нескончаемого.
В одном из самых древних орнаментов, сохранившихся до наших дней, эти ряды образуют особенное пространство, в центре которого находится изображение «поклонения» Богине или Древу, очень знакомое нам по другим культурам, по жесту «благословения». Знакомое и в то же время очень загадочное. Кто эти всадники, симметрично расположенные справа и слева от центральной фигуры, какие могущественные и таинственные силы они олицетворяют? Какое содержание несет в себе эта «композиция», кроме тех смыслов, которые мы привыкли ей приписывать? Что за тайна мироздания скрывается в этой композиции, в этих жестах?
В искусстве орнамента в далекие века монументального мышления и монументального мирочувствия особое значение имели сами принципы орнаментального построения, поняв которые, можно приблизиться к пониманию сцены «поклонения», расположенной в центре соответственно ее значимости и ее сути. Один из этих принципов – регулярность, правильность чередования, упорядоченность смены форм и строгая упорядоченность расположения. С одной стороны, движение, повтор, чередование. С другой - порядок, упорядоченность, закон.
Огромное значение имел принцип связи. Например, связи с предметом, когда не было мелочей, когда мастер должен был учесть все: форму предмета, его предназначение, материал, из которого он изготовлен, и его свойства, способ его обработки. В результате аморфный материал движением человеческих рук преобразовывался в полезный предмет, обладающий собственной структурой и логически осмысленной формой. После чего происходил последний этап его одухотворения – он освящался орнаментом. Рождалась законченность, та самая гармония и красота, которая возникает не ради себя самой, а как критерий воплощенной истины.