Сфинксы хранят свои секреты
Чем отличается древнегреческий Сфинкс от древнеегипетского? Какую загадку загадывает ученым Большой Сфинкс на плато Гиза? Как появились египетские сфинксы в Санкт-Петербурге? Речь пойдет о существе, которое наверняка заняло бы в рейтинге таинственности первое место. Виноват в этом и преклонный возраст, насчитывающий тысячелетия, и его странный облик - тело льва с головой человека, и его род занятий - это создание специализировалось на загадывании загадок. А тех, кто отгадать не мог, то ли сжирало, то ли сбрасывало со скалы. Наш герой - Сфинкс.
Сфинксы - порождение древнеегипетской культуры. Вспомните самый знаменитый наряду с пирамидами памятник, расположенный на плато Гиза - огромного сфинкса. Между тем этот сфинкс с головой человека и телом льва - самый большой, и его размеры так поражают воображение, что сегодня, когда человек произносит слово "сфинкс", он обычно представляет себе громадную фигуру, высеченную из известняка и представляющую собой могучее туловище льва, которое венчает человеческая голова в царском головном уборе.
Так называемый Большой Сфинкс на плато Гиза - олицетворенное величие фараоновой власти. Однако это отнюдь не единственный вид сфинксов, который оставила древнеегипетская цивилизация. Еще есть криосфинксы - тело льва плюс голова барана (эти фигуры посвящены богу солнца Амону), и есть хиеракосфинксы - тело льва и голова сокола, олицетворяющие небесного владыку Гора. Но, повторюсь, знаменитый Большой Сфинкс из породы андросфинксов - то есть сфинксов человекоголовых - затмил их всех.
Но, какой бы ни была голова сфинкса, тело - всегда львиное, поскольку древние египтяне считали львов живым символом божественной солнечной энергии. Поэтому Большой Сфинкс на плато Гиза обращен лицом на восток, где за Нилом встает солнце.
Что касается загадок, то египетский Сфинкс терзает ученых множеством вопросов. Так, основная теория гласит, что лицо Сфинкса - это лицо фараона Хефрена. Это дает приблизительную дату создания памятника - середина третьего тысячелетия до нашей эры.
Но сразу два факта заставляют усомниться в этом. Во-первых, почему у Сфинкса негроидные черты лица, совершенно несхожие с типом лиц, присущим древним египтянам и фараону Хефрену в частности, если судить по другим его изображениям? А во-вторых, что делать со следами водной эрозии на нижней части Сфинкса, которые указывают, что изваяние на тысячу лет старше, то есть могло быть воздвигнуто в середине IV тысячелетия до нашей эры?
Доподлинно известно, что уже в глубокой древности Сфинкс нуждался в реставрации. Так, уже во времена фараона Тутмоса IV и Рамзеса II, которые правили во II тысячелетии до нашей эры, Сфинкс уже был по плечи занесен песком, и фараоны - сначала один, а потом и другой - пробовали освободить монумент из песчаного плена. Но до конца этого им сделать не удалось.
Сфинкс вновь явился на свет только в ХХ веке, в 1925 году.
Гигантская статуя дошла до нас без церемониальной бороды, след от которой виден на подбородке, и без носа. Распространенная легенда гласит, что нос пушечным выстрелом отстрелил Сфинксу один из солдат наполеоновской армии, правда, иногда в повествовании французы сменяются англичанами или мамелюками.
Но ни то, ни другое, ни третье не является правдой: ведь задолго до начала XIX столетия, уже в 1737 году, датчанин Норден, путешествовавший по Египту, видел Сфинкса, лишенного носа. Почему Сфинкс потерял самую выступающую часть лица? Есть две версии: первая - естественный износ известняка. Вторая - агрессия суфийского фанатика, который увидел, что местные феллахи приносят Сфинксу дары в надежде на хороший урожай. Фанатик решил надругаться над изображением и отбил у него нос - за что был на месте растерзан толпой.
Возвращаясь к загадкам, которые Сфинкс загадывает ученым, скажу, что их еще как минимум две. Первая - о неких тайных подземных ходах, которые якобы соединяют небольшое ритуальное помещение внутри фигуры с пирамидами. Вторая - это имя Сфинкса. Мы для его обозначения пользуемся словом, произошедшим от греческого "сфинга" - то есть душительница (то есть существо женского пола).
У арабов в их текстах, среди которых "Тысяча и одна ночь", Великого Сфинкса называют отцом ужаса (то есть это определенно существо мужского пола, о чем говорит и лицо египетского Сфинкса). Как его именовали сами древние египтяне, увы, неизвестно.
В греческой культуре Сфинкс - именно она. Кроме того, несколько изменяется внешность этого существа: у него появляются крылья. Греческие мифы приписывают Сфинкс родство с чудовищами - Тифоном и Ехидной, которые были ее родителями.
Тифон превосходил всех существ в мире по силе и размерам и пробовал захватить власть над богами и людьми, но был повержен Зевсом. Ехидна была исполинской полуженщиной-полузмеей, сочетавшей в себе красоту и свирепость и породившей от Тифона множество чудовищ, истреблявших человечество: Немейского льва, Химеру, Лернейскую гидру и прочих.
Сфинкс была самым интеллектуальным ребенком своих родителей: легенда гласит, что она, расположившись неподалеку от города Фивы, загадывала путникам загадку: "Кто ходит днем на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?". Недогадливых Сфинкс сбрасывала со скалы или разрывала на части. Когда ее загадка была разгадана Эдипом, ответившим, что это человек, Сфинкс сама сбросилась в пропасть.
Между тем сфинксы настолько приглянулись европейцам, что те решили не оставлять их в древней истории и взяли с собой - как в прямом, так и в переносном смысле. В том плане, что их взяли и перенесли с родины в чужие края, и теперь они сидят в Париже, Праге, Амстердаме, Санкт-Петербурге.
Какие-то из сфинксов, получивших европейскую прописку, - работы поздние и представляют собой игру в древность или же просто переосмысление старых символов с учетом новых реалий.
Если говорить о второй категории, то, например, в Санкт-Петербурге это сфинксы работы Михаила Шемякина, который в память о жертвах политических репрессий создал изваяния, половина лиц которых - лики прекрасных юных женщин, а вторые половины - зловещие скалящиеся черепа. Женские профили обращены к жилым домам, черепа - к тюрьме "Кресты", расположенной на другом берегу реки Невы. Это самые молодые сфинксы Санкт-Петербурга, им едва минуло 17 лет.
Есть в Питере и постарше: например, те сфинксы, которые охраняют Египетский мост, вышли из-под скульпторского резца в 1825 году, как раз тогда, когда Европа переживала эпидемию египтомании - тотального увлечения историей и культурой Древнего Египта, дохристианского и домусульманского.
Египтомания зародилась во второй половине XVIII столетия. К этому времени европейцы успевают устать от вычурности форм барокко и рококо. В то же время в Италии при раскопках находят памятники египетского и псевдоегипетского происхождения. Все чаще снаряжаются археологические и этнографические экспедиции в Египет.
Так египетские мотивы начинают потихоньку прорастать в европейском искусстве. Люди состоятельные заказывают себе интерьеры в египетском стиле, а те, чьи возможности были поменьше, украшают свои дома стилизованными изображениями лотоса, фигурками фараонов, скорпионов, ну и, конечно, сфинксов.
Но пышным цветом египтомания расцветет благодаря египетским походам Наполеона: благодаря его завоеваниям тысячи человек смогли воочию увидеть эту загадочную страну и поразиться наследию мощной египетской цивилизации. После этих походов увлечение Египтом станет повальным и будет находить отражение не только в частных интерьерах, но и на улицах столичных городов.
Вскоре после этого в Северной столице России поселились первые сфинксы. Они восседали по обеим сторонам роскошного моста, который, к сожалению, не сохранился - рухнул на лед, когда по нему проходил военный полк. Но сфинксы, как и положено волшебным созданиям, уцелели, и сегодня они - единственный сохранившийся элемент старого моста.
Между тем совсем скоро, в 1830 году, в Питере появились сфинксы настоящие, чей возраст насчитывает три с половиной тысячи лет. А могли бы в Петербург и не попасть, да французская революция помогла. Дело в том, что в Северной столице никак не могли решить, нужны городу сфинксы или нет. Приобрести их предложил Андрей Муравьев, путешествовавший по Александрии и увидевший там пару каменных изваяний, выставленных на продажу. Каменные гиганты так впечатлили Муравьева, что тот написал о них российскому послу, а тот - царю.
Император Николай I поразмыслил над предложением и передал его в Академию художеств, чтобы там решили, насколько целесообразна такая покупка. Пока там думали, сфинксов успели выкупить французы - но тут произошла очередная французская революция - та, которая случилась в июле 1830 года. Франции стало не до сфинксов, и те были приобретены Российской империей.
Их доставили в город на Неве только через два года, и не без приключений: одна из фигур при погрузке порвала тросы, сфинкс рухнул вниз и уничтожил мачту и корабельный борт. Сфинксам, правда, тоже досталось: откололись подбородки, а вместе с ними и церемониальные бороды. Кроме того, безмятежное лицо одного из сфинксов обезобразил глубокий след, протертый корабельным канатом. Сегодня его уже нет: реставраторы заделали.
Свое законное место львы с человеческими головами заняли в 1834 году: именно тогда по проекту архитектора Тона была закончена набережная. С тех пор сфинксы места жительства не меняли: сидят на Университетской набережной и философски взирают на Неву. А туристы восторженно взирают на них: как-никак одна из основных достопримечательностей Петербурга - самый старый архитектурный памятник, да к тому же с таким интересным происхождением.
Подробнее...