Китайские отшельники и их духовный мир
В Китае, древней земле великих мудрецов, всё ещё есть люди, которые сознательно не пользуются плодами цивилизации, стараясь обогащать свой духовный мир больше, нежели материальный. Это отшельники, которые живут в горах, занимаясь духовными практиками и почти не контактируя с остальным миром.
Более 20 лет назад переводчик буддийских канонов, американец Биэр Бот специально приезжал в Китай, чтобы разыскать отшельников. Свою поездку он описал в книге «Орхидеи пустых ущелий», благодаря чему многие узнали об этих неординарных людях, об их жизни и устремлениях.
По оценкам Бота, в настоящее время в Китае существует более пяти тысяч отшельников, которые живут в горах, долинах и ущельях.
Большинство из них находятся в горах Чжуннаньшань, что в центральной провинции Шэньси. Высота этих гор более 2600 метров, но какими бы крутыми и обрывистыми не были их склоны, там повсюду можно заметить узкие тропинки, каменные ступеньки или специально прорубленные выступы. Но это не туристические тропы.
С древности эти горы считались районом проживания даосов и буддистов, занимающихся мистическими практиками и обретающих мудрость.
Недавно местное издание провинции Шэньси, электронная газета «Хуашан», сообщила о 35-летнем жителе Сианя по имени Чжан Цзяньфэне, который под впечатлением книги Биэра Бота также отправился в горы Чжуннаньшань на поиски отшельников.
За три года он прошёл по обрывистым горным тропам более 400 километров и встретился с более 600 отшельниками и даже сам почти стал одним из них. По его подсчётам, только в этих горах просиживает более пяти тысяч мистических практиков.
«Раньше я работал литературным редактором, а также подрабатывал редактором в одном модном журнале. Я плотно соприкасался со всем этим содержанием современной литературы и статей. Меня постоянно мучил вопрос, почему люди сейчас думают только о деньгах и так безудержно гонятся за ними? Конечно, в этом нет ничего плохого, но кажется, что натура человека и его кругозор становятся очень узкими и очень ограниченными. Поэтому я и захотел соприкоснуться с другой жизнью», — вспоминает Чжан.
Первый раз он отправился в горы Чжуннаньшань на поиски отшельников в 2008 году вместе со своими друзьями. Они проделали долгий и утомительный путь, но никого не нашли.
Чжан рассказывает, что в то время, когда в Китае была опубликована книга Бота, многие захотели пойти в эти горы, чтобы повстречать отшельников, но практически никто не достиг цели. Им даже не удалось найти ни одного жилища этих горных жителей.
Но, по словам Чжана, для людей это было просто развлечение. Они шли по горам, перекрикивались в мегафоны, включали музыку и всячески развлекались, оставляя за собой множество мусора и громкое эхо. Отшельники не любят таких гостей.
«Все мечтают встретить в этих горах пожилого старца с длинной седой бородой, но в итоге встречают только кривые деревья», — шутит Чжан.
После неудачной первой попытки, он решил пойти в горы один, и не придерживаться никакого маршрута, просто идти, куда глаза глядят. И на этот раз удача улыбнулась ему.
«Отшельники живут в шалашах или же в пещерах, их жилища рассредоточены на многие километры. Обычно, если постучаться, то они открывают дверь, но есть и такие, кто не принимает незнакомых гостей», — рассказывает Чжан.
У них нет мобильных телефонов и каких-либо других средств связи с внешним миром. Те, кто живёт недалеко от деревень, иногда контактируют с крестьянами, но, в основном, они не спускаются с гор.
«Те, кто в своём совершенствовании достиг высокой духовной степени, совсем не общаются с внешним миром, а общаются только в своём узком кругу отшельников», — говорит Чжао.
«Недавно я общался с одним из этих жителей гор, — продолжает он. — Этот человек увлекается астрономией, а также изучает буддизм и даосизм. Результаты своих исследований он записывает, вырезая текст на камне»
Едят они очень простую и скудную пищу. Кое-что им удаётся выращивать, они также собирают орехи и скудные плоды. Некоторым периодически помогают с пропитанием крестьяне.
Чжан говорит, что мышление у этих людей сильно отличается от нашего. Они совсем не пристрастны к материальным вещам. Даже еду или одежду, которую им приносят из внешнего мира, они воспринимают равнодушно, и получается, что сам приносящий испытывает большее удовлетворение от своего поступка, чем тот, кому он якобы помогает.
«Для них нет никакой разницы, приносишь ты им еду или нет», — говорит Чжан.
Частые посещения отшельников и общение с ними превратило Чжана из простого любопытного наблюдателя в самосовершенствующегося.
«Общаясь с ними, я своими глазами увидел и ощутил результат их практики, поэтому больше не мог оставаться простым наблюдателем. Постепенно я тоже начал учиться медитировать. Это очень помогает всегда оставаться в трезвом состоянии сознания, быть как бы постоянным наблюдателем самого себя, ясно видеть все свои чувства и эмоции, которые зачастую полностью руководят нашими поступками. У меня такое ощущение, что вся моя предыдущая работа была как бы подготовкой к тому, чем я сейчас занимаюсь», — рассказывает он.
В 2010 году Чжан вместе с другими десятью единомышленниками построил в горах более десяти деревянных жилищ, предназначенных для всех, кто захочет пожить жизнью отшельника.
«За это время я сильно изменился. У меня полностью изменилось отношение к вещам и происходящим событиям. Я думаю, что люди должны шире смотреть на всё это и больше обращать внимание на свою духовную жизнь. Чтобы получить ощущение счастья и удовлетворённости, люди борются друг с другом, стараясь завладеть какими-то вещами, безудержно гонятся за ними, тратя свои силы и здоровье. Когда я живу в шалаше, там нет никаких так называемых материальных благ, но я ощущаю себя очень счастливым», — говорит новоиспеченный отшельник.
У Чжана есть жена, которая работает дизайнером, и двое детей. Под его влиянием его родители тоже начали заниматься духовной практикой. Жена поддерживает его. Летом она часто приходит к нему в горы с детьми, и они живут там все вместе.
В истории Китая было много выдающихся людей, которые сначала были отшельниками в горах Чжуннаньшань. Один из них — Цзян Цзыя, стоявший у стоков основания династии Западная Чжоу. Он спустился с гор в возрасте 80-ти лет и помог У-вану, основателю династии Чжоу, в войне с Чжоу-ваном. Он стал знаменитой личностью своей эпохи.
Четыре сановника — Дунь Юаньгун, Ся Хуангун, Чжоу Ли и Ци Лицзи, жившие в конце династии Цинь и начале династии Хань, сначала были отшельниками в горах Шаньшань, а потом в Чжуннаньшань. Им было более 80-ти лет, когда они снова вернулись к государственной службе. В историю они вошли как «четыре седовласых из Шаньшань».
Такие знаменитые китайские святые, как Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжун Лицюань, Лю Хайчань, а также основатель школы «Цюань чжен дао» («Школа абсолютной истины») Ван Чжунян и многие другие также, будучи отшельниками, занимались духовным совершенствованием в этих горах.
На протяжении всей истории Китая в этих горах было три вида отшельников: мудрецы, которые не хотели сотрудничать с властями, люди, которые пережидали там войны и смуту, и те, кому была полностью чужда мирская суета.
Известный китайский писатель и исследователь культуры Чжуннаньшань по имени Лу Цзяньли рассказывает, что большинство отшельников — это пожилые старцы, но есть также и молодые люди, выпускники буддистской школы города Амой и факультета литературы пекинского университета.
По словам Лу, эти люди ведут очень простую жизнь. Одни пришли туда, чтобы постигать Дао и буддийское учение, другие, чтобы учиться цигун, а третьи просто нашли там уединение и покой для самостоятельного изучения наук.
Подробнее...