Тайна внутреннего неба
2 июля 2010 Игорь Гришин вернулся из своей 100-дневной экспедиции в Центральную Азию. Экспедиция была посвящена поискам истоков и следов Го – самой древней игры на Земле. Го – древнее знание, которое пришло в Китай с Запада. Оно никогда не было народной игрой, оставаясь уделом мудрецов и стратегов. Получив признание правителей китайских государств, Го оказалось и в Корее. Там же был изготовлен специальный комплект, подаренный японскому императору. Этот подарок, задуманный как дар «старшего младшему», поставил в тупик императорский двор. Разобравшись, что к чему, феодальные стратеги Японии оказались настолько очарованы игрой, что та отныне считается не только национальной, но и является важным элементом японской культуры.
Го – поистине древняя игра. Её игровые фишки-камни не превратились в фигуры. Не выделились. Не стали пешками, конями, королями. Камням Го неведом плотный строй первоначальной расстановки. Появляясь на доске по одному, они из игры в игру передают нам историю о заселении Земли. Как это отличается от картины феодального сражения, знакомой по шахматам!
Но сейчас мы находимся на монгольской земле, и интуиция подсказывает мне, что должны обнаружиться следы, имеющие отношение к Го как гадательной, мистической или ритуальной практике. Вряд ли мы встретим здесь артефакты, имеющие отношение к Го как игре. Ведь игрой Го стало гораздо позже. Мы начнём с озера Хяргас Нуур. Это древнейший водоём Центральной Азии, а точнее – омут древнейшего водоёма. Даже вода сохранила здесь «ту самую» солёность. Озеро считалось священным для всех народов, проходивших по его берегам. Перевод названия – «озеро Хяргасов». Захоронения и сооружения этого загадочного народа до сих пор остаются не раскопанными и не тронутыми. Это странные круги из камней с внутренней полусферой-насыпью, каменные изваяния.
Экспедиционные джипы движутся через горы и долины Монголии. Здесь бескрайний простор. Будто песок прошли через него племена и народы. Им несть числа. Даже историки не знают точно, откуда кто пришел, и куда кто ушел. Все кануло. Все промчалось. Все исчезло без следа. Кто-то шёл через этот океан на Запад. Кто-то – на Восток. Великая игра древнее этих перемен. Она древнее, чем Книга Перемен. Древнее, чем ханьские буквы[i]. Игра древнее, чем иероглиф. Ибо тогда, когда она пришла, не было ни русских, ни народа хань. Но были камни. И они остались до сих пор, ибо в Великую игру играют камнями. Ведь тогда использовались материалы, которые не подвластны времени.
На материке не было недостатка ни в чём. Рог носорога, бивень слона. Есть камни, которые несут в себе синеву неба. Яркого синего неба, простирающегося над бескрайней степью. Эти камни пришли по Великому шёлковому пути. С Запада. Оттуда, откуда пришла игра. Известны камни, несущие в себе свет солнца. А есть камни, несущие в себе свет Луны. Форма их выбрана теми, кто обучил великой Игре. Эта форма известна как «гора». У горы плоское основание, чтобы прочнее и дольше стоять на земной тверди. У неё есть вершина, чтобы тянуться в небо. Подобно Владыке вершина может быть только одна. 365 камней составляют один комплект Го. Подобно тому, как 365 дней составляют один год.
У меня на ладони камень, привезённый из китайской экспедиции. Ему около 650 лет. У него плоское основание, а на вершине – изображение дракона. Он сделан из особо прочного фарфора и покрыт глазурью. Сейчас я смотрю на этого дракона, стоя на берегу Хяргас Нуур. А ведь и про это озеро ходят легенды – говорят, что в нем живет загадочный подводный обитатель! Окрестные пастухи называют его «голубой бык», а мы находим на пустынной косе озера огромные загадочные следы. Изображение на камне больше напоминает древнего кита, чем быка или дракона. У него длинное туловище, а задние конечности расположены очень далеко от передних. Какие загадки скрывает в себе голубая бездна Хяргас Нуура?
На озере мы последовательно разбиваем три базовых лагеря. Я стараюсь охватить узловые места. Во-первых, две косы, уходящие в середину водоёма. Озеро намывало их в течение очень долгого периода. Во-вторых, протока, соединяющая солёное и пресноводное озеро в одну большую систему.
Игра не происходит в воздухе, для неё нужны соответствующие предметы. Такие как фишки, игровые поверхности и тому подобное. В западных аймаках Монголии на земле много интересного, здесь и камни, и кости умерших животных, и ритуальные каменные «обо». Первый след мы находим неожиданно. Рядом с небольшим «обо» на пустынной восточной косе озера Хяргаз Нуур, которая выдаётся в озеро на12 километров, мы натыкаемся на старинную каменную плиту, стоящую на четырех камнях-ножках. На плите – мелкие камешки. Кто и когда поставил их сюда? Одно из основных действий Го – ставить камни на доску. След настолько явный, что я замираю на месте. Размеры, модуль практически идентичны каноническому игровому комплекту! В благоговении мы опускаемся и долго рассматриваем этот предмет.
Мы не решились нарушить покой места и посмотреть, расчерчена ли доска под камнями. Это уже не имело значения. Я знаю, что многие будут со мной спорить, объясняя мне культовый смысл этого сооружения. Но я увидел нечто такое, что высвечивает новые грани «ритуального устройства». Хочется произнести слово «фрактал» и мне кажется, что оно здесь уместно.
А затем мы отправляемся на озеро Тельмен (Завхан аймак). Не доезжая 70 километров наш экспедиционный джип терпит бедствие, но мы пересаживаемся на монгольский Land Cruiser наших новых друзей. Погода резко портится, и округу заливают дожди. Они идут уже 5 дней, что совершенно нехарактерно для местного засушливого климата. После сложнейшего подъёма на перевал нас ждёт сюрприз. Четыре каменных плиты с камнями приветствуют членов экспедиции, соседствуя с гигантской насыпью «обо»!
В итоге мы сняли множество фотографий, а всего нашли 2 места и 5 каменных плит с камнями. Эти фотографии я буду разглядывать много месяцев. Открытие требует дальнейшего изучения, а у экспедиции есть разные фазы. Монгольская фаза – исследовательская. Сейчас я смотрю фотографии вместе с бурятским Ламой. Этот человек имеет мировоззрение отличное от моего, и мне весьма интересно его мнение, тем более, что фотографии сделаны в буддийской стране.
Лама Биликто: «Я не думаю, что на территории Монголии и Бурятии вы сможете найти что-то имеющее отношение к Го как к игре. Корень «Го» встречается в тибетском, китайском, монгольском и бурятском языках. В тибетском – это очень распространённый слог, имеющий много значений. Он входит в такие слова как «голова» и «двери». Ламы – это те, кто хранят и передают знания. Если мы не знаем чего-то, то мы спрашиваем это друг у друга до тех пор, пока не получим ответ на свой вопрос. Я буду спрашивать других лам, потому что мне это представляется важным. Одно Вам могу сказать сразу – местные жители не знают правил Го и не могут понимать смысл игры. А камни ставят на поверхность потому, что любая поверхность не должна оставаться пустой, а наполняться чем-то».
Я, как Мастер Го, понимаю эту картинку одним способом, а Лама понимает её в цепи передачи Знания, в которой участвует. Для меня базовым действием в Го является выставление камней на размеченную поверхность. И поэтому, когда мы обнаружили плиту с насыпанными на неё маленькими камушками, я сказал себе: «Опа, вот это очень близко!». В нескольких метрах находится классическое каменное «обо». Оно сложено из крупных камней. Здесь есть куски дерева, повязана ткань. Таких «обо» на территории Монголии много и они все в той или иной степени похожи друг на друга. Но каменная плита, стоящая на четырёх ножках, вызывает у меня вопросы. Ведь люди кладут на эту поверхность мелкие камушки, никто из них не водрузил крупного камня, который выделялся бы своими размерами. Камни покрывали первую плиту в несколько слоёв, но мы не решились собрать их, чтобы посмотреть, расчерчена плита или нет. Я думаю, что Лама сказал бы, что мы были правы.
Ирина Чукомина, штурман экспедиции: «Опираясь на исторические источники, Игорь Алексеевич предложил поиск следов Го на территории Монгольской народной республики. Насколько я понимаю, мы стали первыми, кто предпринял такую попытку. Он не знал, что это могут быть за следы, где они могут быть и как они выглядят. Основной принцип Русской школы Го и Стратегии – не пропустить этап восприятия. Поэтому он настроился сам и настроил членов группы на то, чтобы мы рассматривали всё, что встретится по пути. «Будьте внимательны», – сказал он, – «любой встреченный нами предмет может оказаться не таким простым, как покажется на первый взгляд».
Го, как любое древнее знание, может быть скрыто в обыденных предметах. Это знание передавали через игру, а игра – это очень надежное средство передачи и великолепный сейф. Сейф, организованный таким образом, чтобы никто не стал в нём искать. Китайцы называют этот способ – «спрятать в людном месте». Мы работаем с одним из древнейших сейфов. Этот сейф мы пока лишь просверлили. Палеонтологи находят такие места, где их исследованию открываются пласты, хранящие данные о том или ином историческом периоде. У нас другие разрезы и другие пласты. В этих разрезах открывается то, что можно назвать типами мышления или методологией мышления разных исторических периодов. Соответственно – другие артефакты и другие орудия труда. Потому что труд другой – интеллектуальный. По этим орудиям можно понять тип и способ действия интеллектуальной машины. Можно понять, что человек мог делать, а что нет. Поэтому монгольские плиты очень интересны. Они не про дизайн, не про архитектуру, не про технологию строителей или каменотёсов. Это можно условно сравнить с исследованием древних обсерваторий. Но те для исследования неба. А то, о чём говорим мы, для исследования другого неба, а именно – ума человека. Это поможет ответить на вопрос, каким был древний человек, умнее нас или глупее. Мы знаем, сколько современный человек может потратить времени на раздумья. Узнав, сколько у древнего человека было времени на раздумья, мы сможем понять, сколько он жил. Мы ищем модуль человека!
Справка.
Научить компьютерную программу играть в Го сколько-нибудь сильно сейчас невозможно. Из компьютерных программ пока получились лишь слабые и посредственные игроки. В современном мире Го известно как игра, в которую играют по Интернет. Основной процент игроков составляют корейцы, японцы и китайцы. Сервера помогают найти партнёра по игре, цель которой является раздел игрового поля с помощью поочередного выставления виртуальных камней на виртуальные перекрёстки. Побеждает тот, кто уничтожил больше камней противника в сумме с окруженными пустыми перекрёстками.
Число возможных вариантов на доске Го – девятнадцать в девятнадцатой степени, что приблизительно равно: 17408965065903192790718823807056436794660272495026354119482811870680105167618464984116279288988714938612096988816320780613754987181355093129514803369660572893075468180597603.
По подсчётам японских исследователей это число сопоставимо с количеством атомов в трёх галактиках.
Подробнее...