Философия городской архиТЕКСТуры
Если архитектура — застывшая музыка, то на Ключ-Камышенском плато она льётся прямо с неба: звёздная тема для новосибирцев наполнена особым смыслом. И метафорами. Появление в Новосибирске нового планетария символично. Проект, задуманный в не легкие для экономики кризисные годы, продемонстрировал жизнеспособность идеи, объединяющей интересы всех и вся: детей и взрослых, власти и жителей города, творческой интеллигенции и бизнеса. Стратегия в миниатюре — как обустроить нашу жизнь. Об этом наша беседа с архитектором, краеведом и культурологом Игорем ПОПОВСКИМ.
У каждого города — свое лицо. Его определяют здания. Красивые или некрасивые. Но непременно знаковые. Лицом города могут быть как исторические пантеоны, так и новые концептуальные здания. Так, жители сибирской столицы скорее откликаются на появление экстравагантных сооружений и дают им характерные прозвища — дом-кокон, Бэтмен, шарик. И таких символов в Новосибирске появляется все больше.
Про метафоры и астрофизику
— Игорь Викторович, новый планетарий народная молва уже как-то окрестила?
— Планетарию пока прозвища не придумали, но хочется надеяться, что место станет культовым, а само здание будет наделено новыми метафоричными образами. Каждый человек волен прочесть его по-своему. Как текст. Планетарий изначально создавался как утилитарное, функциональное, здание. Но мы постарались и в него вложить яркие образы: космическая станция, планета с орбитой, раскинутые руки навстречу небу.
Образ МКС будет в дальнейшем развит: рядом стыковочными модулями возникнут новые здания, где разместятся политехнический музей и детская инновационная школа «Умка». Пространство будет развиваться по интеллектуально-образовательному пути.
— Вы в детстве увлекались астрономией, это как-то помогло в работе над проектом?
— Помню, наша дача на Издревой в Барышево стояла на границе с бором. Небо необыкновенное, особенно в сентябре-августе. Ощущение, что на тебя смотрит другой мир звездным многоглазием. Я мечтал о телескопе. Учебник по астрономии прочел за летние каникулы. Увлекся теорией относительности, астрофизикой, взахлеб смотрел «Физику для малышей» Леонида Сикорука. Это человек-легенда, и я даже не мог себе представить, что когда-нибудь придется вместе работать. Он вдохновил и пробудил в каждом из нас юных астрономов, которые когда-то мечтали о планетарии. Идею детской обсерватории пытались осуществить ещё в 1987 году, в проекте Дома пионеров на Каменке, хотя она существовала ещё до революции в реальном училище, но исчезла в круговороте эпох. А воплотили только сегодня, в 2012-м.
— Год прошлый и нынешний — время значительных событий: строительство третьего моста через Обь, сдача Северного объезда. Какие ассоциации возникают на этот счет?
— Когда приступили к проектированию третьего моста, мы уже стали понимать, что даже в кризис у нас все возможно. Но мост — не планетарий, такое сооружение требует астрономических инвестиций! Как говорится, были бы цель и желание.
И вот что еще: построили мы собственными, местными, силами планетарий и крытый стадион. А деньги, что важно, полностью в регионе остались — и налоги, и зарплаты. Планетарий — воплощение общественной, народной инициативы, целенаправленно поддержанной властью. В конечном итоге это стало проектом бюджетов трех уровней: муниципального, областного и федерального. Грандиозный прецедент.
Лувр до сих пор ругают
— Одна из характерных черт Новосибирска и вообще большинства городов Сибири — разбросанность. В то же время строительный бум развивается не по принципу обживаемости новых территорий, а путём уплотнения центральной части. Может, лучше, не трогая историческую часть, осваивать периферию?
— Новосибирск признан экспертами единственным крупным городом в России с планировочным каркасом, который еще может обрастать градостроительной тканью. Это большое инвестиционное поле. Поэтому жертвовать историческими памятниками, сносить что-то — не экологический и не цивилизованный подход. Тем не менее уплотняющая реконструкция исторической среды, которую с легкой руки журналистов часто называют точечной застройкой, — процесс закономерный. Ни один город в мире этого не избежал. Знаменитую стеклянную пирамиду Лувра в Париже ругают до сих пор. И Эйфелеву башню. Хотя для всего мира это символы Франции. Историческая часть города, как палимпсест, — манускрипт, постоянно переписываемый на папирусе текст взамен истершегося. Современная архитектура реагирует на потребности города, который, как живой организм, меняет свою структуру.
— А как быть с зелеными зонами, скверами, парками? Тот же сквер Сибиряков-гвардейцев: строить или не строить, сохранять размеры или ужимать? Есть какое-то решение?
— Актуальный вопрос. У нас в рамках стратегии развития Новосибирска созданы концепции парковок, скоростного трамвая, многие другие. Выпадает пока объединяющая концепция публичных пространств: бульваров, пешеходных маршрутов, парков, скверов. Она бы позволила оценить значение каждого зеленого островка. Пространство можно считать живой территорией только в том случае, если оно привлекает людей. А привлекательность городских улиц и публичных пространств, включая парки и скверы, составляют не беспорядочная поросль, кусты и буреломы, а аккуратные аллеи, бульвары, цветники, элементы ландшафтного паркового дизайна.
— Мы все время говорим о борьбе с кем-то за комфортабельное пространство, за сохранение созданного кем-то, но не нами…
— Согласен. Начнем с того, что я считаю оправданным введение оплаты за парковочные места и ограничения въезда частного транспорта в центральную часть Новосибирска. И как автомобилист готов подчиниться такому требованию: не поеду на машине, оставлю её на парковке, пройдусь пешком. И тут сразу возникает потребность в комфортных пешеходных пространствах с хорошими ландшафтными видами, красиво постриженными деревьями. В Новониколаевске официально отмечался День древонасаждений, когда каждый купец или владелец лавки обязывался высадить дерево перед своим домом. Я своей черемухой в Первомайском сквере любуюсь уже несколько лет. Живу в своем доме и выращиваю дубки, тоже высажу их в городе.
— В конце концов, многое сводится к волевым действиям со стороны власти, а не общественности: концепция публичных пространств, День древонасаждений — и сто лет назад, как выясняется, не без указки проходили…
— Политическая воля, авторитарная власть для России более понятны и приемлемы. Так уж исторически сложилось. Между тем Россия была поднята простыми людьми. Мы уже не те крестьяне, что шествовали в лаптях по Николаевскому проспекту, а образованные люди. И я с интересом наблюдаю, как наше гражданское общество выросло. Необходимо направить человеческую энергию в конструктивное русло. Именно в этом задача современной власти в России.
«Я — бывший мим»
— Какой из проектов, в которых удалось участвовать, вы бы назвали проектом мечты?
— Скажу так, до сих пор приходилось выполнять работу профессионала-ремесленника. И ни разу — как творца. Надеюсь построить в Новосибирске сооружение-концепт, цельное, органичное и по форме, и по содержанию, с использованием прорывных технологичных решений.
— Вы оптимист?
— По большей части. Хотя начинаю становиться консерватором, сомневаться, как отнесется к моим идеям общество. Бесшабашность — преимущество юности.
— Между тем чувство юмора вас не покидает в любых ситуациях?
— Я — бывший мим и когда-то успешно выступал на сцене.
— В таком случае ваше амплуа?
— Асисяй Вячеслава Полунина мне ближе.
От редакции: ещё несколько удивительных биографических моментов. Игорь Поповский — автор стихов и других литературных произведении под псевдонимом И Го, или Иван Гога. Он же — страстный коллекционер антикварных открыток с видами Новониколаевска-Новосибирска, собиратель исторических документов, книг, статей о родном городе.
СПРАВКА
Игорю ПОПОВСКОМУ 49 лет. Родился в Новосибирске, окончил архитектурный факультет Сибстрина. Вместе с супругой Мариной Поповской открыл и руководит архитектурно-проектировочной мастерской. Доцент кафедры АГЗ НГАХА. Председатель правления Новосибирского союза архитекторов, эксперт по архитектуре и градостроительству. Автор 35 реализованных объектов и более 100 проектов и концепций.
МЕТАФОРА
Башня Фуко и здание планетария — сочетание женского и мужского начал. Это проявилось и в творческом процессе: автор башни — супруга Игоря Поповского Марина. Может, именно поэтому сооружение на вид столь легкое, воздушное, манящее, как пирожное. Башня «сладкоежек». А кроме того, предмет вожделения фотографов: количество снимков, сделанных со смотровой площадки только фотокорами «Советской Сибири», уже зашкаливает за тысячу.
ФАКТ
Новосибирск всегда стремился расти в высоту. В начале прошлого века изменили свой первоначальный архитектурный стиль и масштаб здания мэрии и главпочтамта, детской больницы на углу Красного проспекта и улицы Спартака — ныне объекты историко-культурного наследия.
Подробнее...