Девичья Башня: Храм Воскрешения Солнечного Бога
Наша планета вновь находится в преддверии приближающегося космического феномена зимнего солнцестояния. Что особенного в этом событии, тысячелетиями, с неумолимой неизбежностью, повторяющемся в одно и то же время?
С астрономической точки зрения данное явление связано с тем, что наша планета, вращаясь вокруг своей оси и продвигаясь по орбите вокруг солнца, в то же самое время ещё и раскачивается из стороны в сторону. При этом, естественно, изменяется угол наклона оси вращения относительно плоскости орбиты Земли. За период полного обращения вокруг солнца ось планеты в процессе колебания успевает пройти через крайние, противоположные друг другу, терминальные точки наклона.
Многие всё ещё думают, будто смена сезонов года происходит из-за удаления и приближения Земли к нашему светилу при движении вокруг него по эллиптической орбите. Но на самом деле ответственность за смену времён года несёт именно «раскачивание» нашей планеты. По мере того, как ось вращения постепенно, на протяжении примерно полугодового периода, отклоняется в сторону от светила (в сторону крайней «зимней» точки), в северном полушарии происходит смена сезонов года от весны к зиме, а в процессе наклона в обратном направлении (в сторону крайней «летней» точки) – от зимы к весне. Соответственно, в южном полушарии планеты события разворачиваются в обратном порядке.
Если рассматривать происходящее с точки зрения обитателей северного полушария – это означает, что по мере изменения наклона оси в сторону «зимнего» предела траектория прохождения солнца по небосводу будет постепенно снижаться к горизонту и, наоборот, повышаться в направлении зенита при наклоне оси в сторону «летнего» предела.
Отклонение оси вращения в «зимнюю» сторону, наблюдаемое в северном полушарии, отличается одной примечательной особенностью. Достигнув предельной точки наклона, Земля не спешит выходить из него и находится в этом положении на протяжении трёх полных оборотов. Для наблюдателя, находящегося в северном полушарии, на протяжении трёх дней, с 21 по 24 декабря, солнце будет восходить из одной и той же точки горизонта. Это и есть феномен Зимнего Солнцестояния.
Что бы ни говорили учёные мужи, но «раскачиванию» вращающейся планеты всё ещё не найдено окончательного и убедительного объяснения. Однако, данный феномен интересен не только с точки зрения астрономии. На протяжении десятков тысяч лет это явление лежало в основе древнейших религиозных традиций человечества, основные философские концепции которых представлены сегодня во всех мировых религиях.
Всё дело в том, что со времён, уходящих в глубины самого раннего палеолита, солнце считалось божеством, живым и вечным. Да и как не почитать за бога это яркое и самое большое из всех небесных тел светило, дарующее тепло, свет и саму жизнь. В культурах древнейших цивилизаций, возникших в пределах северного полушария нашей планеты, солнце неизменно занимало центральное положение.
Анализ дизайна Девичьей Башни и обширного сравнительного материала позволил раскрыть подлинные истоки древнейших религиозно-культовых традиций, в рамках которых создавались необычные (с современной точки зрения) сооружения, выполнявшие специфичные храмовые функции. Наибольший интерес в этом отношении представляют так называемые мегалитические строения, создаваемые на протяжении более 5000 лет до наступления христианской эры. Примеры сооружений мегалитического периода, выполнявших специфичные культовые и храмовые функции, так же рассматривались в приведённых выше ссылках.
Исследования учёных различных стран подтверждают одну несомненную и неотъемлемую особенность культовых строений мегалитического периода – почти все они создавались с учётом направлений на точки горизонта, где наблюдаются восходы солнца в периоды Зимнего и Летнего Солнцестояния. Причём анализ дизайна древних храмов позволяет предположить, что их формы и параметры были не случайными, а создавались в соответствии с представлениями о всемогущем божестве, объединявшем в едином образе небесную и земную сущности.
Ещё одной общей особенностью упомянутых сооружений является то, что их строительство, а так же проведение культовых обрядов и церемоний, управлялось и осуществлялось замкнутыми жреческими кастами. Это общее правило соблюдалось повсеместно, несмотря на огромное удаление подобных объектов друг от друга, нахождение на разных континентах и предполагаемое отсутствие контактов между создававшими их народами. Знания по строительству и эксплуатации считались божественными и тайными и открывались только людям, проходившим особые обряды инициации и вступавшими в жреческие братства.
Именно этим обстоятельством объясняется то, что история создания и подробности использования большинства культовых сооружений дохристианского периода всё ещё остаются неразгаданными. Ведь с запретом, изгнанием или просто физическим уничтожением закрытых жреческих сообществ исчезало и само тайное знание. Оно не было публичным и доступным, как, например, в случае с Христианством или Исламом, где любой заинтересованный человек может приобрести Библию или Коран и прочитать их. Но в далёком прошлом люди, находящиеся за пределами братства, не были посвящены в сокровенные знания, которые уходили в небытие вместе с исчезающими жреческими институтами.
Заменявшие их монотеистические религии веками стирали с лица земли не только сами культовые строения и святилища, но так же целенаправленно уничтожали традиции и обычаи прошлого, относя их к запретной ереси и язычеству. Выжить удалось лишь наиболее масштабным и габаритным строениям наподобие пирамид и мегалитических конструкций, а так же тем, которые оказались спрятанными в основаниях храмов нового времени.
Девичья Башня (подлинное название Гюнзар – буквально «солнечный храм» или «храм солнечного света») так же относится к типу храмов, создававшихся в рамках идеологии, центральное положение в которой занимало таинство возрождения Солнечного Бога. Несомненная направленность на сектор горизонта над Каспийским морем, где, начиная с 21 декабря, наблюдается феномен Зимнего Солнцестояния, а так же практическое подтверждение факта восхода солнца в период солнцестояния в проёме главного окна храма однозначно свидетельствует о правильности данного предположения.
Наиболее примечательной и уникальной особенностью храма является то, что в отличии от прочих древних сооружений аналогичного назначения, в основном построенных в горизонтальной планировке, Гюнзар представляет собой великолепно продуманное трёхмерное строение башенного типа. Именно этот дизайн позволил создать и объединить в единой конструкции внутренние пространства небесной и земной половин храма, причём всё сооружение было возведено в строгом соответствии с древним концептуальным образом единого бога, которым и является священный символ «бута» (лежащий в основе дизайна Девичьей Башни).
Анализ сохранившихся культовых строений мегалитического периода подтверждает, что подавляющее большинство подобных храмов представляло собой земную, материнскую сущность единого божества древности. Небесная же компонента была представлена внешней поверхностью сооружений, организованных таким образом, что они позволяли собирать и дренировать небесную влагу (субстанцию неба) во внутренние полости храма (символическое чрево земной половины). Прекрасными примерами древних храмов «возрождения солнца», внутри которых были устроены камеры с особыми дренажными сводами, являются мегалитические сооружения Ирландии. Небесная влага, проникавшая с поверхности, просачивалась сквозь эти своды и скапливалась в каменных чашах, находящихся внутри камер. Даже сегодня, спустя тысячелетия со времени строительства этих древнейших религиозных сооружений, водосборная система всё ещё работает.
Земная компонента, в союзе с небесной, несёт ответственность за возрождение Солнца (в теософической системе древнего мира – сына Земли и Неба). Вот почему именно в эти дни в подобных храмах, принимавших солнечный свет через порталы, открывающиеся в сторону зимнего солнцестояния, каждый год, параллельно с феноменом возрождения бога, проводились важнейшие церемонии древнего мира по инициации нового поколения «потомков солнца».
Аналогичное происходило и в храме Гюнзар, сложная и хорошо продуманная водосборная система которой направляла небесную воду в колодец, находящийся в основании башни. Система так же была работоспособной до разрушительной «реставрации» 1960 года, перекрывшей пути накопления и дренирования воды, после чего вода из колодца постепенно исчезла. Сам колодец (если быть более точными – водосборная циста) был выдолблен в материнской скале задолго до того, как доступ к нему был заключён в стену храма, возведённого над ним до начала христианской эры. Это были времена, когда тело самой скалы было святилищем и местом отправления древнейших в регионе ритуалов и церемоний ныне забытой религиозной традиции.
Разумеется, Девичья Башня построена не в мегалитическом стиле, но очевидно, что до реализации уникального трёхмерного проекта, на священной скале и вокруг неё существовали строения, созданные в соответствии с более древними строительными традициями. Так, например, с восточной стороны башни, в основании примыкающей к ней стены видны остатки древней конструкции (вероятно, древней храмовой стены) составленной из больших каменных кубов, разделённых вертикальными плитами, лежащими на подстилке из плоских, обработанных камней.
Такие строительные блоки в научной литературе называются «квадры» и они являются характерной особенность дизайна древних мегалитических храмов, например, на острове Мальта. Вы не найдёте описания данного конструктивного элемента в нашей литературе просто потому, что местная исследовательская мысль, в сущности, так и не смогла выйти за пределы представлений, в основе которых всё ещё лежит неуклюжая сказка про «огненную деву». Местные выдумки о никогда не существовавшей в природе зороастрийской традиции поднимать умерших на 30-метровую высоту, так же внесли свой «вклад» в формирование популярных небылиц о Девичьей Башне, не имеющих ничего общего с действительностью.
В Азербайджане культ Солнца вне всяких сомнений существовал с древнейших времён. Несмотря на прессинг со стороны религий нового времени, древние традиции дожили до наших дней в виде бессмертного праздника Новруз, ориентированного на день весеннего равноденствия (когда солнце окончательно побеждает силы тьмы). Обожествление Солнца не было отдельной религией само по себе, а было частью намного более широкой и насыщенной философии, уходящей корнями в доисторические времена и призванной объяснить всё мироздание. Древнейшая религия человечества, Тенгрианство, на протяжении тысячелетий формировавшая духовную жизнь тюркских народов пронесла образ солнца через века и, несомненно, играла значительную роль в жизни наших предков задолго до прихода на наши земли Христианства и Ислама. Важно ещё раз отметить, что, помимо прочих исторических доказательств, факт присутствия солнечной символики на памятниках древности, в национальном искусстве и традициях Азербайджана, наряду с наличием центрального храма древней религиозной традиции «возрождения солнца», свидетельствует об автохтонности азербайджанского этноса на Кавказе.
Об этом было более подробно рассказано в статье «Азербайджанцы – автохтоны Кавказа».
Материнская скала, на которой воздвигнуто всё строение храма и есть то самое первичное святилище, которое функционировало здесь задолго до строительства каких-либо сооружений. Существенно то, что скала так же имеет форму «бута». Сохранившиеся на ней следы древней инструментальной обработки однозначно указывают на то, что скалу в незапамятные времена даже «подправляли», чтобы придать ей бòльшее сходство со священным символом. Сколько же лет всему Бакинскому святилищу, а точнее культовому комплексу, с его священными скалами, катакомбами и водосборными чашами? Ведь речь идёт о временах на многие века предшествовавших рождеству Христову. По мнению автора статьи, возраст скального святилища на древнем Бакинском холме составляет около 5000 лет.
Святилища аналогичного ряда были широко распространены в прошлом и к счастью многие из них всё ещё доступны для обозрения и изучения. Назначение подобных культовых объектов было различным, подобно тому, как различны по своим функциям и предназначению культовые строения современного периода, часто выглядящие похожими. Анализ всего разнообразия известных сегодня скальных святилищ занял бы сотни станиц, но в качестве отдельных примеров можно привести образцы из средиземноморского региона и Азербайджана, показанные на фотографиях.
Сохранившиеся археологические материалы свидетельствуют так же о том, что с древнейших времён существовала определённая символика, несущая тот или иной сакральный смысл. Символ «небо» часто имел вид ленточного или полосатого рисунка, составленного из тёмных и светлых полос, означавших светлое и тёмное время суток, смена которых, естественно, диктуется небесной сферой. В качестве примера на фото ниже показан наиболее знаменитый образец небесной символики – узор так называемой «небесной» или «львиной» короны египетских фараонов.
Небесная (Львиная) корона фараонов, несущая символику «день/ночь» - чередующиеся золотые и тёмно-синие полосы. Выступающие и утопленные ряды кладки небесной половины храма Гюнзар имеют тот же смысл.
Ребристый дизайн верхней, небесной половины Девичьей Башни, составленный из выступающих и утопленных рядов каменной кладки (выступающие ряды лучше освещены и выглядят светлее, а утопленные затенены и выглядят более тёмными) несёт ту же самую небесную символику.
Но поскольку до строительства храмового сооружения сама скала, имевшая форму «бута», была святилищем, то следовало бы ожидать, что и на ней, в головной части «бута», так же должна присутствовать небесная символика. И она там действительно есть! В юго-восточной оконечности скалы (вершина «буты») были выточены борозды, которые, помимо символической значимости, выполняли так же конкретную работу по дренированию небесной влаги в направлении устроенной здесь же большой водосборной ёмкости.
Позднее, возможно в самом начале 20 века, внутренние стенки ёмкости были покрыты цементирующим раствором и по всей вероятности, она всё еще использовалась как источник дождевой воды. Ещё позднее, уже в советское время, в ней сжигали бытовой мусор.
Во взглядах исследователей истории Азербайджана заметное место занимают идеи о древней религиозной традиции огнепоклонничества, основные постулаты и параметры которой, к сожалению, всё ещё не очерчены. Не только автору, но и любому интересующемуся древней историей нашей страны человеку, было бы крайне интересно услышать хотя бы одну восстановленную строку из гипотетического свода молитв и песнопений огню, или хотя бы прочитать статью, посвящённую исследованию и описанию древних обрядов и ритуалов «огнепоклонников» Азербайджана. Но таковые работы пока не наблюдаются.
Но несмотря на это, в разговорах о предполагаемых древних традициях «огнепоклонничества» почему-то принято ссылаться на зороастрийцев. Однако зороастрийцы ни в прошлом, ни в настоящем не поклонялись и не поклоняются огню. О глубоко ошибочном мнении относительно «огнепоклонничества» зороастрийцев говорилось в одной из предыдущих публикаций: «Обоснованны ли претензии зороастрийцев на Девичью Башню?», в которой так же отмечалось, что хорошо известный всем нам «Атешгях» (храм огня) в посёлке Сураханы на самом деле является храмом совершенно чуждой для азербайджанцев религиозной традиции индуистов (шиваитов), построенным в 18 веке пришельцами из Индии.
Однако, первобытная стихия огня несомненно играла какую-то роль в традициях религиозной философии, центральное место в которой занимал блистательный образ солнечного божества. В частности, на это указывает наличие остатков древнего ритуального очага, вырезанного в незапамятные времена в материнской скале в непосредственной близости от колодца, шахта которого была заключена в стену храма Гюнзар более 2000 лет назад.
Было бы вполне уместно назвать его «огненным алтарём», поскольку его тщательное исполнение на священной скале явно преследовало целью осуществление какой-то серьёзной культовой функции.
Именно эти, наиболее древние детали и сегодня должны находиться в центре внимания в процессе реставрационной работы, ведущейся в настоящее время вокруг Девичьей Башни. Корпус тяжёлого элеватора, облегчающего подъём реставраторов и материалов на строительные леса, был установлен прямо на водосборных бороздах, переживших тысячелетия.
Не исключено, что под тяжестью этой установки часть борозд уже необратимо пострадала. А угол некоей хозяйственной пристройки вклинивается в выступ того самого «огненного алтаря».
Поскольку территория огорожена, рассмотреть характер повреждений вблизи оказалось невозможным. Но хотелось бы ещё раз обратить внимание организаторов реставрационных работ на то обстоятельство, что все углубления, борозды, чаши и водосборные ёмкости, созданные далёкими предками на священной скале, на которой стоит один из самых значительных памятников истории Азербайджана и всего региона, так же являются частью исторического наследия и должны сохраняться с той же старательностью, с которой реставрируются сегодня древние стены Девичьей Башни.
Подробнее...