Символизм японских театров
Одни из них родились из сакральных церемоний буддизма и синтоизма, другие долгое время были развлечением исключительно аристократов и членов монаршей семьи, третьи развивались в среде крестьян и низших слоев городского населения.
Итак, что же представляет собой японский театр? Общих черт между разными направлениями театрального искусства в Японии не так уж и много. Во-первых, это предельный символизм представлений — человеку неподготовленному будет сложно разобраться в том, что значат те или иные жесты актеров, почему они так часто застывают и делают такие длинные паузы. Да и музыкальное сопровождение, обязательное для любого японского театра, с первого раза может вызвать если не шок, то недоумение. Но о музыке чуть ниже.
Говоря о японском театре, люди, как правило, подразумевают театр Но или театр Кабуки. Начнем, пожалуй, с первого.
Театр Но появился в XIV веке, вобрав в себя сразу несколько жанров, существовавших в Японии в то время. Он включал в себя элементы ритуальных танцев — дэнгаку и народных акробатических представлений — саругаку. Кроме этого, на становление театра Но повлияли и китайская опера, и традиционные японские народные сказания и легенды.
Появившись как развлечение для простонародья, Но быстро завоевал популярность среди высших слоев японского общества. А уж после того, как была поставлена пьеса Дзэами, в которой эпический сюжет был густо переплетен скрытыми смыслами, за театром Но прочно закрепилась слава искусства для знати.
Неискушенному зрителю покажется, что главной отличительной особенностью театра Но являются маски, в которых актеры играют пьесы. Действительно, маски в театре Но играют далеко не последнюю роль в постановках. Маски носят как исполнитель главной роли - ситэ, так и его партнер — цурэ. Актеры второго плана, как правило, масок не носят. Маски в Но несут двоякую функцию: с одной стороны, обозначая персонажа — божество, старуху или демона, с другой же стороны, как в древнегреческих драмах, - маски призваны олицетворять те или иные эмоции и внутренние переживания героев. Театр Но вообще построен на демонстрации скрытых смыслов и внутренних состояний персонажей.
Не меньшую роль в постановках театра Но играет веер, который заменяет собой весь необходимый реквизит. При необходимости, веер превращается в меч, в курительную трубку, в бутылку сакэ и еще во множество предметов.
Как правило, сцена театра Но не имеет вообще никаких декораций, а лаконичность и символизм жестов актеров призваны разбудить воображение зрителя. Что-то понятно без слов, что-то открывается из текстов песен, поющихся хором на заднем плане.
Театр Но повлиял практически на все виды театрального искусства в Японии, в том числе и на театр Кабуки.
В отличие от аристократической направленности театра Но, Кабуки считается искусством для простого народа.
Окончательное формирование Кабуки как театрального искусства завершилось в XVII веке, на улицах Киото. Курьезно, что театр, в котором все женские роли исполняются исключительно мужчинами, был создан женщиной. Изобретение этого вида искусства приписывается дочери киотского кузнеца храмовой танцовщице Идзумо-но Окуни, которая смешивала в своих выступлениях романтические и светские танцы, которые исполнялись под аккомпанемент флейты, барабанов и других инструментов, характерных для ансамблей театра Но.
В 1629 году правительство третьего сегуната Иэмицу запретило любые представления с участием женщин, как подрывающие моральные устои общества. С тех пор все роли в театре Кабуки стали исполняться исключительно мужчинами.
Кабуки известен гримом и костюмами своих актеров. Лица актеров выбеливаются рисовой пудрой, после чего наносится непосредственно грим. Если актер играет мужского персонажа, на его лице рисуются цветные полосы, каждая из которых имеет свое особое значение и служит олицетворением той или иной черты характера персонажа. Для женских ролей грим не используется, разве что наносится макияж, как у гейш, только более утрированный.
Немалую роль в Кабуки, как и в театре Но, играют символы и позы. Символизм здесь распространяется на взаимоотношения зрителей не только с актерами, но и с рабочими сцены. Декорации в постановках Кабуки порой приходится менять прямо в середине акта, поэтому рабочие облачаются в черные костюмы, что на языке японского театра обозначает невидимость персонажа.
Кабуки, в свою очередь, оказал немалое влияние на японский кукольный театр Бунраку. Хотя и Бунраку немало привнес в постановки Кабуки.
Куклы в Бунраку, как правило, управляются сразу тремя кукловодами, что позволяет достигать плавности движений и делать кукол похожими на живых людей. Несмотря на то что ногами обладают только куклы мужских персонажей, да и то не все, слаженность действий кукловодов позволяет добиться максимальной реалистичности в движениях и жестах.
При изготовлении кукол особое внимание уделяется головам. Для некоторых ролей мастерам приходится проявлять чудеса изобретательности и технической смекалки, чтобы добиться нужного результата. Однако, когда в ходе пьесы у куклы вдруг вырастают рога из-под волос, а нижняя часть лица превращается в оскаленную пасть, глаза выпучиваются и наливаются кровью, мало кто поверит в то, что это творение рук искусного кукольника, а не настоящий демон.
Интересен и способ повествования в Бунраку. Весь текст читает один человек, повышая и понижая голос, в зависимости от того, чьи реплики он произносит. Под разреженный аккомпанемент сямисэна, флейт и редкие удары барабанов такая мелодекламация может произвести неизгладимое впечатление на неподготовленного зрителя, заставив его непроизвольно захохотать или вообще пожалеть о том, что он пришел на представление.
Театрами Но, Кабуки или Бунраку японская театральная сцена не ограничивается. Существуют еще кукольный Дзёрури, комические Ёсэ и Мансай или фарсовый, доходящий до скабрезности, Кёгэн. Все они пользуются популярностью как у местных жителей, так и у туристов, желающих глубже познакомиться с японскими традиционными искусствами.
Подробнее...