Самая длинная набережная в России открылась в Самаре
В Самару вернулся один из главных символов города: после реконструкции открылась набережная — самая длинная в стране. Визитной карточкой города она стала еще полвека назад. А теперь предстала перед горожанами в новом, заметно измененном виде.
«Для каждого самарца набережная обязательно связана с каким-то важным моментом в жизни. Здесь и свидания, и признания в любви. У нас с мужем самая первая прогулка после свадьбы была вот здесь», — говорит жительница Самары Марина Трофимова.
На набережной встречают рассвет выпускники самарских школ, студенты отмечают успешную сдачу сессий, бабушки гуляют с внуками, а влюбленные назначают свидания.
Кажется, так было всегда. Между тем всего полвека назад здесь были лесопилки и дровяные пристани. Ваган Каркарьян тогда был начинающим проектировщиком. Ему доверили завершить редкую в СССР работу по созданию архитектурно-ландшафтного объекта.
«Времена были специфические — тогда боролись с излишками в архитектуре. И от нас требовали строгости и скромности. И мы всеми правдами и неправдами протаскивали в решения вот это чугунное литье в виде переплетенных колец, легкие летние кафе, скульптуры на аллеях», — рассказывает Ваган Каркарьян, в настоящее время завкафедрой Самарского государственного архитектурно-строительного университета.
Теперь эти излишки — приметы времени. Без «Рабочего — покорителя космоса», «Аквалангистки» или «Бегущей по волнам» представить аллеи уже невозможно.
Тогда на всей 7-километровой набережной было только пять кафе. В последние годы их число стало измеряться в десятках. После реконструкции все пивные летние рестораны волжский берег покинули. Их место заняли спортивные площадки и велосипедные дорожки.
«Здесь специальная дорожка, на которой родители могут кататься вместе с детьми, обучать их езде на велосипеде, не опасаясь машин или неосторожных пешеходов», — поясняет Роман Еремкин, член клуба «Вело-Самара».
Вместо асфальта — цветная плитка, плафоновые фонари заменили на светильники, стилизованные под самарскую старину. Первый в Самаре свето-музыкальный фонтан строители монтировали под непрекращающимся сентябрьским дождем. Но для строителей это лишь небольшая часть работы. Основные труды от глаз посетителей скрыты. Ведь набережная — это еще и сложное гидротехническое сооружение, дамба.
«Дренаж, коллекторы, трубы — все то, что было закатано в асфальт полвека назад, требовало немедленной замены. И огромный объем работ был проделан на замене подземных коммуникаций», — говорит Сергей Рубаков, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии г. Самары.
Аналогов самарской набережной в нашей стране нет. По своей протяженности, благоустроенности, ландшафтно-проектировочным решениям это сооружение остается уникальным.
Писатель Василий Аксенов утверждал, что в Европе у нее есть только один конкурент — набережная Женевского озера. Даже знаменитая каннская Круазетт сравнения не выдерживает: самарская набережная однозначно лучше.
Подробнее...