Во Владивостоке пройдет выставка Анны Пармёновой «В пространстве веера»

ВеерМежду «востоком» и «западом» всегда была пропасть, перешагивая через которую человек попадал в другой мир. Молодой художник Анна Парменова в своём новом проекте «В пространстве веера» смело балансирует по лезвию бритвы этой пропасти.

Каждый день встречая лучи восходящего солнца на берегах родного Владивостока она пропитывалась идеями познания вечных истин. Ветер...вода...солнце...всё это для неё были великие тайны, скрытые за горизонтом восточного света. После долгих лет учёбы на «западе», получив профессиональное образование художника по текстилю в Петербургской Художественно- Промышленной Академии, Анна нашла для своего творчества связующий элемент- веер, как универсальное средство познания тайн природы и жизни человека.

Символическая многогранность этого женского аксессуара формировалась у неё постепенно, как из света и тьмы, из борьбы противоположностей выкристаллизовывался этот образ, чему свидетельствует шелкография «Чёрно-Белое». Здесь из вымышленной композиции орнаментов, как из хаоса зарождаются и вырастают веера. Иероглифы «вечность», «красота» и «любовь» дают нам понять, что за поиском художественного образа стоит большая цель открывать для себя тайны великих истин, основ мироздания. Но открывает их сам человек, художник, поэтому творением олицетворяющим идеи этого проекта стала шелкография «Мысли Веера».

Многочисленные веера представлены как шестерёнки мыслей самого автора, один за другим они вылетают из головы, завоёвывая всё новые пространства в свою паутину: сквозь графичную монохромность композиции уже пробивается цвет, как те просветления истины которые она ищет. А искать в полосках веера можно как в зеркале души и «востока» и «запада». Придуманный на востоке он имеет множество функций в разных странах: в Японии, к примеру, использовался как оружие и был символом военной власти, в период средневековья японские девушки скрывали своё лицо за веером для сохранения собственного приличия, белого благородного цвета кожи и оберегая себя от злых духов, что сделало его незаменимым атрибутом театра «Кабуки».

Полотно «Маленький воин» отражает ипостаси смыслов этого аксессуара страны восходящего солнца, пропущенного через призму авторского сознания; и женский портрет и воин одно лицо, автопортреты: так воин пронзает собственные мысли, с одной стороны которых иероглиф «мудрость» в веере, побеждающий в противоположном веере «силу», но уравновешивает их надпись «красота спасет мир».

Автор понимает этот девиз уже совсем не традиционно, и фантазийная композиция, использование на бумажной основе различных фактур, в том числе из плавленого полиэтилена намекают о новых поисках красоты в современном мире. Веер даёт для этого массу тем и значений. Магическая сущность этого аксессуара рождает «Тайну» — одноимённое живописное полотно, где за головой таинственной женской фигуры летят «веера- мысли» пытающиеся разгадать загадку бытия. Она оглядывается на мгновение, но ловит на себе взгляд. А вокруг цветовая палитра жизни: красная, белая, оранжевая, желтая, синяя. Спектр ее тайны, ее мысли и переживания, и главные из них: радость, страсть и надежды застыли в живописном кадре. Тайна в их власти, но и в её руках.

Везде вечная стихия воды – море, взъерошенное силными ветрами разливается на маленькие частицы в большом четырёхчастном панно «Морская», выполненного в технике горячего батика. Здесь навстречу восточным вихрям дуют западные ветры «Балтики» чистой творческой экспрессии. Элементы японских орнаментов, фантастические плавники и рыбьи хвосты сливаются в единую декоративную композицию. Веера, как косяки рыб, закручиваются в авторские сети, как те мысли, меркнущие перед величием водного мира. А солнечный свет как соперник подводной тьмы пробивает себе путь, но только в следующей серии работ «Солнечная» он распространяется повсюду.

Как в средневековом эпосе « Сказание о доме Тайра» повествующем о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон, Анна представляет свою метафору восходящего солнца. Развёрнутый веер, как лучи солнца, восходящего на «востоке», отсюда батик покрывает орнаменты японских костюмов. И не случайно одежды, как и человек рождающейся на свет, этот палантин становиться творческой фантазией женского восточного одеяния, где цветовая палитра спектр эмоционального рождения самого автора.

В ХV11 веке веер появился в Европе, в эпоху барокко стал модным атрибутом аристократического сословия, а в эпоху рококо изящной игрушкой и орудием флирта. Так дамы и кавалеры могли изъясняться при помощи веера, возник язык веера. «Ветер с Востока» — это живописная работа звучит как примирения двух культур: здесь и восточный символизм: орнамент- ветер; шар- солнце; веер –вуаль, но западный художественный образ, где есть сюрреалистический флирт и абстракции. Так на стыке ветров «запада» и «востока» художник находит свой образ, автопортрет шелкография «Рыбка».

Загадка, тайна или игра со зрителем, с самим собой: закаменелый взгляд, но жизнерадостным веером разноцветных, чистых мыслей. Богатство фактур, сшитые кусочки разных тканей, чешуйки, оживляют плоскость подводной сказки, где главный сказочный герой и мыслитель она художник Анна Парменова.

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация