Тьма отступает в бессилии
Что такое миф? Это то, во что человек верит. Представления об идеальных началах бытия, о предназначении и самореализации человека и общества. Руслан Кудашов и Ирина Ляховская представили, а если быть более точным «поставили» на сцене Волковского театра свою веру в любовь, в судьбу, в счастье, в творца и в его талант, в свет и его состояние — тьму — во все то, что не просто существует, а живет в человеке и определяет его как человека.
Миф режиссеров, как и традиционный миф, построен на основе дуализма: тут и принцип двоемирия, соотношение героя — антигероя, противопоставление света и тьмы, творчества и работы, земного и неземного начал, человеческой и божественной природы. Пространство бесконечно — постоянно то сужается (квартира), то расширяется (царство Аида), а время абстрактно: представлено в виде ночи и дня.
Тема вечной любви и мотивы силы искусства и столкновения человека с судьбой, роком — традиционные в восприятии истории (мифологичной природы) об Орфее и Эвридике — стали основными в операх таких классиков, как Глюк , Каччини и Монтеверди. У Руслана Кудашова и Ирины Ляховской эти мотивы уходят на второй план. Ключевой темой становится понимание природы человека, его чувств, его таланта, его мироощущения.
Первая часть мифа предстает перед зрителем в виде дня: «кукольного», «сказочного», светлого и хорошего: люди ходят в одинаковой одежде, работают на заводах, спят почти в одних и тех же позах, ходят, живут и даже дышат в одном ритме — по заданной системе. Этот ритм четкий, сильный и, на первый взгляд, легкий. Хочется подняться со зрительского сиденья и «встать в строй» — так маняща и весела музыка, так хорошо исполнена хореография, так весело и замечательно, казалось, живется каждому в этом мире.
Но всегда и везде есть исключения, подчеркивающие правила.
Орфей (Руслан Халюзов ) — прекрасный и неутомимый рабочий — в душе настоящий «музыкант» — писатель. Днем он, как и все, трудится в поте лица и с улыбкой. Но по ночам происходит настоящая магия — вертится волчок, появляются музы, сатир и Орфей начинает творить: строчка за строчкой, лист за листом, покидая этот мир, отдавая себя Дионису, вину и вдохновению. Орфей — творец, а не простой рабочий, ему одному очень трудно жить внутри сложившейся социальной системы. Он хочет расширить свое пространство.
Руслан Кудашов подчеркивает важность дионисического происхождения таланта Орфея, именно для этого на сцене появляется настоящий сатир. Орфей «в руках» сатира — символ всего земного: иррационален, беспокоен, неудовлетворен своей жизнью. Его вдохновляют демонические силы, опьянение и сны.
Не подозревая о том, что не только он — Орфей — находится в пространственных и творческих терзаниях, неподалеку от него живет прекрасная Эвридика (Ирина Наумкина и Мария Полумогина) — созданная режиссерами как уравновешивающее аполлоническое начало: спокойная, утонченная, индивидуальная (непохожая ни на одну из девушек: ни внешне, что подчеркивает костюм, ни внутренне. Образ жизни и личные качества героини — мечтательность, чувственность, легкость, непосредственность. Волчок попадает в руки к Эвридике — она начинает с ним играть, как в это же мгновение Орфей садится за печатную машинку и прямо на глазах происходит процесс творения — уже без алкоголя и буйства.
Приходит время второй части мифа — «ночной», «живой». Еще до знакомства «ночной» мир героев становится гармоничным: они гуляют, смотрят в окно в ожидании друг друга. И, наконец, встреча происходит. На поминках. Где царит безумное торжество вместо оплакивания. После вакханалии Орфей просыпается рядом с Эвридикой — любовью всей своей жизни, источником его вдохновения, его внутреннего света. Но недолго длилось их счастье и гармоничное единство. Как и в мифе Древней Греции, Эвридика умирает, ее лампочка — основной источник света в ее квартирке так же быстро гаснет, как и ее жизнь — врачи не успевают спасти возлюбленную Орфея. Гаснет свет и в жизни самого Орфея.
Дальше сюжет развивается традиционно — в рамках мифа. На сцене почти отсутствует свет, актеры безмолвствуют — за них говорят музыка и танец. Ключевыми композициями, сопровождающими миф, оказываются отрывки из оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика», из оперы «Дидона и Эней» Генри Перселла. Но, помимо классики, режиссеры взяли за основу и современные мелодии: на сцене звучат и восточноевропейская музыка и ритмы французского шансона «17 Hippies», рок’н’ролл «The Rolling Stones». Принципиально важным становится то, что миф Ирины Ляховской и Руслана Кудашова «Орфей и Эвридика» отразил не только социальный опыт всего человечества, но и музыкальный, хореографический и философский — сочетание «вечной» классики и современности.
Руслан Кудашов и Ирина Ляховская особое место на сцене отвели философии. Два больших монолога (единственных в этом мифе) отводятся пониманию: что есть человек и что есть свет. «Человек есть бесполезная страсть. То, к чему он стремится. Вечная направленность к определенному состоянию» — заявляет Аид в ответ на все мольбы своей жены Персефоны и Орфея вернуть Эвридику. Есть ли мы на самом деле? Есть ли наша любовь? Существует ли все это? Все человеческое? Или же это все лишь состояние, к которому мы стремимся? Стоит ли ради человеческой страсти, желаемого состояния возвращать любовь в мир живых? Режиссеры предлагают своему зрителю рефлексию.
Второй ключевой монолог — внутренний — посвящен свету и звучит из самого сердца Орфея, после потери возлюбленной: «Не эмоции, ни чувства, а свет превращает нас в людей. Мрак — форма сохранения света. Художник должен видеть и во мраке свет». Эвридика осталась в царстве мертвых, но ее свет живет во тьме сердца писателя — творца Орфея — оно стало той тьмой, которая хранит и бережет свет таланта, человечности, и любви — Эвридики.
Весь внешний мир для Орфея стал черен. Декорации — квартирки в виде письменных столов, актеры все в черных и серых костюмах, поглощающих свет софитов, мрачная музыка — все это тьма. Он живет в этой тьме, пытаясь сохранить последнюю частичку света. Свет становится центральным персонажем на сцене. Один луч — одна надежда — одна любовь — одно произведение — и все это свет. Руслан Кудашов и Ирина Ляховская тонко прочувствовали все «световые» парадигмы мифа об Орфее и Эвридике и предоставили их своему искушенному зрителю.
Финал очевиден и обусловлен мифом и замыслом режиссеров.
Только осознав, что есть тьма, человек познает, что есть свет. Только пройдя через мрак, ты встретишь солнце. Не наши цели делают нас счастливыми, не наш талант, не общество, в котором мы живем, не конкретный человек, а стремление к свету — к вечному преодолению в себе человека: в виде любви, веры, творчества, божественного начала, любой другой формы, но все это для человека — свет.
Миф «Орфей и Эвридика» Руслана Кудашова и Ирины Ляховской на сцене Волковского театра становится поводом для зрителя найти свой источник света, понять самого себя через вековой опыт человечества.
Подробнее...