В центре Перми нашли загадочный погост
Безымянный погост в самом сердце Перми. Археологические раскопки охватывают 2000 квадратных метров. Неизвестные захоронения оказались под старинной усадьбой XVIII века. Обнаружили погост сотрудники Камской археологической экспедиции Пермского университета. Ни на одной карте Перми это кладбище не указано. Останки обнаружены в деревянных колодах или обернуты берестой. Это было древним обычаем староверов.
Раскопки развернулись около парковки в центре города по улице Пермской. Водители с любопытством глазеют на то, как волонтеры кропотливо расчищают каждую находку. За месяц археологи раскопали 800 квадратных метров. Это лишь половина запланированной для раскопок площади. Территория будет передана застройщику. Однако квартал входит в исторический центр города и является частью памятника "Пермь Губернская".
Исследования начались еще месяц назад. Археологи очень быстро обнаружили остатки усадьбы конца XVIII – начала XIX веков. Сохранился только фундамент из известняка. Однако на глубине в полтора метра под фундаментом этой усадьбы началось кладбище. Ни в одном из документов оно не значится, заверили археологи. Многие годы здесь был жилой сектор – стояли частные дома.
"Сейчас вскрыто одиннадцать могил. Полностью выбрано девять захоронений. Из них семь погребений оказались детскими, – рассказала сотрудник Камской археологической экспедиции Пермского университета Людмила Романова. – В основном мы нашли останки детей до года жизни. Детские погребения были в деревянных колодах. Остальные гробы частично обернуты берестой. Это архаичный обычай старообрядцев – хоронить в колодах, но в отношении маленьких детей эта традиция сохранялась довольно долго. Кроме того, мы обнаружили четыре нательных креста. Они в очень плохой сохранности. С большим трудом поддаются очистке. Придется отдавать на реставрацию, чтобы выяснить хотя бы тип этих крестов".
Пермский археолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и новой истории России Павел Корчагин сделал свои предположения о загадочном погосте. "Это кладбище не эпохи города, а относится к эпохе поселка Егошиха. Дежурный вариант – кладбище относится к середине XVIII века, – отметил Павел Корчагин. – Скорее всего, это кладбище, где похоронены рабочие, строившие Егошихинский медеплавильный завод. Я бы расширил границу поисков на квартал дальше, чтобы больше узнать о границе поздней Егошихи".
Археолог считает, что погост не отмечен на документах и картах по очевидным причинам.
"Этого кладбища нет на топографическом плане 1782 года, где зафиксирована планировка Егошихи в то время, когда она была переименована в Пермь. Всего планов заводского поселка было около сотни, все они были составлены для отчетности, поэтому не были такими детальными, – рассказал историк. – Самый детальный документ с новой квартальной сеткой – это план города 1784 года, который отслеживает, как расширялись границы Егошихи".
Как рассказал Павел Корчагин, в колодах действительно хоронили старообрядцев. "Но учитывая, что найти колоду для захоронения взрослого человека (в среднем 1,8 метра ростом и полметра в плечах) было трудно, деревянные гробы обертывали берестой. Однако детей продолжали хоронить в маленьких долбленных колодах. Это перекликалось с архаичным языческим мышлением, то есть староверы по-своему законсервировали язычество в христианстве, – отметил собеседник. – У староверов было три мира: верхний (небесный), средний (наземный, горный) и подземно-подводный. Символом, который соединял все три мира, было древо жизни, древо мира – береза. Ветвями она уходила в верхний мир, корнями – в подземный. Чтобы человек после смерти мог путешествовать по этим мирам, он должен был слиться с деревом жизни. Поэтому хоронили в колодах или гробы обертывали берестой. Человека словно помещали внутрь дерева мира".
На строительстве Егошихинского завода действительно работало много старообрядцев, это отражено и в документах, подчеркнул в свою очередь пермский краевед Владимир Гладышев. Судьба этого участка зависит от итогов работы археологов и соответствующих экспертиз, считает главный археолог Пермского центра охраны памятников Родион Вильданов. "Например, обнаруженный Висимский могильник XVII века в центре Мотовилихи оставили археологическим памятником. Причем обнаружен могильник тоже при строительных работах, один из жителей частного сектора начал рыть погреб, и пошел костяк", – отметил собеседник.
Между тем Владимир Гладышев уверен, что с находками обойдутся формально. "Я хорошо помню, как обнаруженные подвалы Горсовета с огромными сводчатыми потолками и уникальной архитектурой просто засыпали песком. В свое время обнаруженная стоянка первобытного человека в районе АЗС в Мотовилихе обрадовала археологов: уникальные орудия, атрибуты той эпохи. Но все это в мешках в спешке было свезено в так называемую ночлежку (запасники) исторического факультета ПГУ. И все", – рассказал Гладышев.
В краевой администрации сообщили, что застройщик за свой счет проводит археологические исследования участка, останки будут изъяты с территории и, возможно, перезахоронены. Контролирует и выдает разрешение на застройку региональное министерство культуры. Как пояснили в минкульте, чиновник – не полевой человек, поэтому пока нет научно-исследовательского отчета с раскопок, о судьбе безымянного погоста говорить рано. "Но существует практика, когда изъятые костяки передаются РПЦ на перезахоронение", – резюмировали в краевой администрации.
Подробнее...