Важнейший национальный символ армян
18 августа Армянская апостольская церковь (ААЦ) отметила Успение пресвятой богородицы. Это четвертый из пяти великих праздников ААЦ и самый старый из семи праздников, посвященных богоматери. В этот день в церкви освящают виноград.
По преданию, святая Мария (Мариам) после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме и 12 лет посещала могилу своего любимого сына. Во время одного из посещений могилы Иисуса Христа ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее скорой встрече на небесах с сыном. Богородица донесла эту весть своим родным и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании. Незадолго до кончины божией матери в ее доме собрались все апостолы. Святая Мария завещала апостолу Иоанну отслужить святую литургию, чтобы в последний раз принять причастие. Пока проходила литургия, апостол Иоанн отдал богородице доску и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ, дабы люди с помощью этой доски исцелялись от недугов. Затем апостолы окружили ложе умирающей богоматери. И вдруг в комнате засиял божественный свет и сам Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу своей матери. Ее тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход большим камнем. Конец земной жизни святой Марии Церковь называет "успением" (усыпание, сон), а не смертью.
Согласно преданию, святой апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим пожелал в последний раз увидеть богоматерь. Апостолы решили открыть вход в пещеру, чтобы он смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, чтобы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом богоматери. Первый просветитель Армении принес доску в Армению и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница), где в дальнейшем в честь богоматери были основаны церковь и женский монастырь.
После литургии в день Успения богородицы в армянских церквах совершается обряд благословения винограда, принесенного прихожанами, и освящается урожай на весь следующий год. В Армении принято считать, что виноград можно есть только после освящения урожая.
Праздник Успения уходит корнями во времена язычества, он унаследовал характерные особенности Навасарда (армянский Новый год), во время которого люди для выражения благодарности подносили святой покровительнице плодородия и материнства, богине Анаит пучки пшеницы, что символизировало начало сбора урожая. Праздник Успения также как и Навасард знаменует собой изобилие и отмечается в период созревания винограда, в ближайшее к 15 августа воскресенье.
В период язычества, а затем и христианства вместе с восходом солнца люди готовились к празднеству: приносили в жертву животных, накрывали столы, на которых было множество фруктов. Все это сопровождалось песнями, танцами и играми. Во время освящения винограда бога просили благословить косточки винограда и сделать так, чтобы ягоды приносили людям душевное и физическое здоровье и позволяли искупить грехи.
В древние времена виноград наделялся божественным значением. В период христианства Армянская церковь выбрала виноград как предмет благословения, поскольку Христос освятил вино, сделанное из винограда, и дал его ученикам как символ своей крови. Считалось, что освященный виноград превратится в освященное вино, и небольшая часть уже освященного винограда хранилась до следующей церемонии благословения как символ богатства и изобилия.
Согласно библейскому преданию, Ной, выйдя из ковчега, находившегося на горе Арарат, посадил виноградную лозу, из урожая которого получил вино.
По мнению ученых, ягоды винограда имеют определенное христианское значение, но для древних армян они были символом труда, изобилия, благополучия, плодородия и жизнерадостности. "Этот праздник являлся одним из самых любимых праздников армянского народа и наибольшей популярностью пользовался среди земледельцев, так как армяне считали виноград благороднейшим из фруктов. Сын господа часто сравнивается с виноградной лозой. Со временем этот праздник получил христианскую окраску и закрепился в церковном календаре. В церемонии освящения соединялись представления о труде, отдыхе и божественном прославлении. В областях Армении этот праздник называли также Виноградная пасха (Мусалер)",- говорит этнограф Самвел Мкртчян.
Сейчас виноград остается одним из важнейших элементов национальной символики. Он был изображен на гербе Армянской ССР, на барельефах армянских церквей, на знаменитых хачкарах. В годы независимости армянская национальная символика обросла новыми элементами, стало уделяться больше внимания трактовке символов и отношению к ним древних армян. А символика тесно переплетена с традициями, которые, наряду с религией, языком и культурой играют важную роль в сохранении национальной идентичности маленького народа.
Подробнее...