В музее религии к толерантности идут через колесо сансары и омовение в мечети

Уроки толерантностиЭкскурсоводы считают: вдали от веры рождается экстремизм. Кому, как ни Музею истории религии, проводить уроки толерантности для школьников? По сути, это самая подходящая площадка для межконфессионального диалога. И совершенно свободная от стереотипов. Тут любой может познакомиться с религией народа, не оглядываясь на собственное вероисповедание.


Люби ближнего

Уроки толерантности здесь не в новинку. За два прошлых года экскурсоводы провели занятия для шестисот учеников, а за этот неполный сюда пришло больше тысячи человек.

Все уроки подготовлены музеем совместно с Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность».

Кстати, в июне курс занятий для школьников победил на Международном фестивале «Интермузей-2013» в номинации «Музей плюс».

У сотрудников есть чему поучиться. Зачастую это учреждение культуры выступает в роли методиста и консультирует школы по основам религии. А уникальная коллекция включает такие экспонаты, каких не встретишь нигде в мире. Общими усилиями научные сотрудники, хранители, педагоги, экскурсоводы организовали все так, что знакомишься с религией на вполне доступном языке. Выставочное пространство настолько ярко иллюстрирует историю, что способно заинтересовать даже маленьких посетителей.

-  Если говорить о толерантности, то необходимо изучение разных вероисповеданий, - считают в музее. -  Надо знать и свои культурные традиции, и религиозные взгляды. Когда научишься уважать свое, поймешь, что такое святыня. Только такой человек может относиться к ней трепетно.

Пожалуй, по части межконфессионального диалога Музей истории религии - это действительно самая толерантная площадка. Здесь тебе дают непредвзятую информацию. Чувствуешь себя совершенно свободно. Ведь христианин не пойдет в мечеть, а мусульманин не заглянет в церковь. Тут же все совмещено, поскольку задачи образовательные, информационные, а не назидательные.

Занятия проводят среди младшеклассников.

- Дети - наша самая большая аудитория, для них разработано множество проектов, - говорит заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики ГМИР Ирина Донина. - Мы рассказываем им об общечеловеческих ценностях и о золотом правиле морали: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Нельзя говорить, что все религии ведут к одной цели. Например, христианство и буддизм - абсолютно разные вероисповедания. Буддизм говорит о полном небытии, а в христианстве, наоборот, считается, что душа вечна. Разные могут быть представления, но основное правило морали во всех религиях присутствует: уважай другого, люби ближнего, не совершай плохих поступков. Любая вера призывает к доброму отношению к соседям, а вот когда он от нее отрываются, случается экстремизм.

Понимание - всему голова

Родительский дом - это лишь один, наш самый ближний круг. Но все мы живем в социуме, и с годами сфера общения только расширяется. Кроме родственников, есть работа, друзья, любимые. Большинство этих связей нас создают: во взаимодействии с другими мы и вырабатываем свою собственную позицию в пространстве культуры и времени истории.

Формы общения между группами людей, безусловно, различаются. Но в нем есть то общее, что позволяет сделать этот процесс успешным. Взаимопонимание - вот основа основ. Об этом идет речь уже на втором занятии по толерантности «Ты и твое имя».

Отталкиваясь от значения имени, влияния его на характер человека, говорят о самых громких персонажах в истории религии.

На занятии детям рассказывают про Мадонну, коронование Девы Марии. Показывают копию статуи из собора Святого Петра в Риме - «Апостол Петр на троне». Это Италия, девятнадцатый век.

- Ребенку дается имя, и родители ждут, что он ему будет соответствовать, - рассказывает экскурсовод школьникам. - Петр означает камень. Значит, среди свойств его характера - твердость, настойчивость, верность.

В буддистском зале речь идет о Будде Шакьямуни. Оказывается, имя в некоторых традициях может меняться в зависимости от деятельности человека. Родился, назвали Сидхартха Гаутама. Шакьямуни - отшельник из рода Шакья. А если назвали Буддой, значит, уже достиг просветления.

Все мы с одного дерева

«С чего начинается родина?» - первое занятие, с которого школьников «погружают» в историю религии. Оно стартует с размышлений по поводу гражданской идентичности. Вопросы: кто я такой, чем похож на других и чем отличаюсь от них? - весьма актуальны для детей. Поиски природы идентичности обращают к семье. Именно там мы получаем воспитание, приобретаем первый жизненный опыт. В этот период у человека формируются ценностные ориентиры, убеждения, привычки, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости.

В семье родители учат детей быть вежливыми, правильно общаться с другими людьми, почитать мать и отца, старших представителей рода, беречь и любить природу. Одним словом, передают свои убеждения, моральные ценности и традиции.

На уроках речь идет и о родном доме как универсальном принципе человеческого бытия - обжитом, освоенном пространстве, маленьком мире - «микрокосме».

Первое занятие проходит в Малом зале детского отдела «Начало начал». Это очень интересное интерактивное пространство. Все экспонаты - высококачественные копии музейных предметов - дети могут потрогать и даже поиграть с ними. В центре - очаг. Экскурсовод незаметно нажимает нужные кнопки, чтобы его разжечь. В этом же зале особенно занимательные вещицы из быта древних людей.

Поделена экспозиция на две части - мужскую и женскую. Для добытчика тут оружие, предметы культа, изображение духов-предков. Для хранительниц очага - обереги и вещи для хозяйства.

Дом - безопасное, уютное пространство. Таким является и его музейный аналог. Расположившись в кругу, ребенок размышляет, похожа ли его семья на семью человека традиционной культуры. В чем ее особенность?

Тут же, кстати, затрагиваются вопросы экологии. Древний человек не отделял себя от мира природы.

Завершается занятие тем, что каждому ребенку выдается стикер, на котором он пишет свое имя. Его крепят на единое дерево. Тем самым ему показывают, что все мы - часть одного целого, жители одного города, одной страны.

Дерево становится символом семейных традиций. Ведь чем больше его корни, чем они сильнее, тем крепче ствол и гуще крона.

- Любовь к родителям, близким, забота о них - важнейший показатель нравственных качеств человека, - к этой мысли подводят школьников через визуальный ряд информации.

Не судите нацию по человеку

Сейчас в Северной столице насчитывают до 120 национальностей. Кроме православных, в городе много католиков, протестантов, иудеев, мусульман, буддистов. Здесь всегда мирно уживалось множество приверженцев отличных друг от друга вероисповеданий. Подтверждение тому - храмы разных религий.

- Почему же тогда до сих пор горожане так остро реагируют на мусульманские праздники у мечети на «Горьковской»? - пользуясь случаем, спросили мы у специалистов.

- Зачастую человек воспринимает всю нацию, столкнувшись с конкретной личностью, - отмечает директор Музея истории религии, действенный советник Санкт-Петербурга II ранга Любовь Мусиенко. - Из бытового уровня все перетекает в некое сообщество, хотя миграционные процессы идут уже несколько лет. Но все проблемы обсуждаются. В скором времени Смольный обещает выпустить информационные сборники для мигрантов с законами и правилами поведения, чтобы предупредить правонарушения.

На занятиях по толерантности детям тоже рассказывают о поведении в храмах. О том, как надо одеваться, как вообще принято себя вести.

В музее представлены модели всех знаковых храмов города. Есть и мусульманская мечеть. К слову, Петербургская соборная мечеть, как она правильно называется, в свое время была крупнейшей в Европе. Построена она к 300-летию дома Романовых.

Мусульмане, как и христиане, проживают в нашем городе со дня его основания. Они были среди строителей Петропавловской крепости. Об их присутствии напоминают названия улиц. Например, Татарский переулок на Петроградской стороне.

- Чтобы зайти в мечеть, необходимо снять обувь и совершить омовение, - рассказывает экскурсовод. - Тут мы не увидим изображений, традиционных для православного храма. Мы видим лесенку - минбар, на которой имам читает молитву, находясь на ступеньку ниже. А ниша - михраб - указывает направление молитвы.

Еще одна модель - это самый северный в мире буддийский дацан. Он появился в то же время, что и мечеть. Его построили недалеко от Троицкого моста.

И у всех этих храмов есть общее - в них молятся о благополучии Петербурга.

Небесные спутники

- Многие залы мы посещаем не единожды, но каждый раз берем за основу рассказа разный мостик развития, - отмечает Ирина Додина.

На третьем по счету занятии «Ты и твой город» речь уже идет о том, что значит быть петербуржцем.

Мало кто знает, что имя Петр носил не только основатель нашего города, но и небесный защитник Северной столицы.

Еще одним покровителем стал святой благоверный князь Александр Невский. Он был не просто превосходным и храбрым воином, но и великим дипломатом. Александр мог пойти на контакт с человеком другой национальности, культуры, религии, если это было необходимо для государства.

Подобное качество роднит его с Петром I, который всегда ставил во главу угла деловые черты характера. Вопросы вероисповедания для императора были второстепенны, поскольку Петр умел уважать личность, традиции и веру другого.

На смешении профессионалов, которые отстраивали наш город, вырос Петербург - исторически многонациональный. Ведь его строили приглашенные профессионалы из других стран.

Вопросы перерождения

Заключительное занятие «Что такое хорошо и что такое плохо?» - в целом о государстве.

- Даже в наши дни общие ценности берут свои корни в религиозной традиции, которая  закреплена в священных книгах, - рассказывает экскурсовод.

Там говорится, что постоянные силы зла борются с силами добра, и человеку в этой схватке принадлежит важная роль.

В ходе экскурсии детям показывают самую древнюю книгу иудаизма - священную Тору, в которой десять заповедей. Конечно, рассказывают и о Библии, и о рождении Иисуса Христа, и о Страшном суде. Тут же можно посмотреть на Евангелие и книгу мусульман - Коран Османа.

А еще в музее есть колесо сансары. Буддисты верят, что существует круговорот рождения и смерти. Они считают, что в мире господствует закон кармы, по которому поступки человека несут определенные последствия в его следующей жизни. Если человек совершал плохие поступки, в будущем рождении он может стать животным, злым духом или даже оказаться в аду.

ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИИ

Христианство

Возникло в первом веке нашей эры на окраине Римской империи в иудейской среде. Во времена подчинения Иудеи Риму в атмосфере мессианских настроений появляется проповедник из Назарета Иисус, почитаемый впоследствии как Христос

(с греческого - «помазанник, царь»). Он называет свое учение благой вестью (греческое «евангелие»). Одна из основных идей, которые проповедовал Иисус, - идея особых, глубоко личных отношений человека с Богом. И любовь родителя к сыну, и забота врачевателя о немощном, и радение пастыря о пропавшей овце - все это те образы, с помощью которых пророк объяснял ученикам свои мысли, которые стали впоследствии священными для христиан.

Сам Иисус, если верить евангельскому источнику, был обвинен властями в «мятежничестве». Он подвергся унизительной казни на кресте. После его смерти мистические явления убедили апостолов, что Иисус воскрес. На этом событии базируется ключевая идея христианской проповеди о всеобщем воскресении и преображении человечества.

В 1054 году единая христианская церковь разделилась на восточную (православную) и западную (римско-католическую).

Ислам

Возник в седьмом веке на северо-западе Аравийского полуострова в местности Хиджаз - ныне одна из провинций Саудовской Аравии. Ислам за короткий исторический срок стал религией, ареал распространения которой не имеет ни географических, ни национально-этнических границ.

Общины мусульман существуют более чем в 120 странах. В двадцати восьми государствах ислам является официальной религией: Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Иран, Ирак, Пакистан, Малайзия, Сомали и другие. По числу последователей ислам уступает только христианству. Его исповедует более миллиарда человек.

В России мусульмане компактно проживают в Татарстане, Башкортостане, на Северном Кавказе, в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока, крупных городах - Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде.

Иудаизм

Первая по времени возникновения монотеистическая религия. В истории иудаизма, которая насчитывает более трех тысяч лет, различают три периода: библейский, талмудический и раввинистический.

Происхождение иудаизма тесно связано с историей еврейского народа - движением в начале второго тысячелетия до нашей эры западно-семитских племен из Месопотамии к побережью Средиземного моря. Термин «еврей», вероятно, происходит от глагола, обозначающего «пересекать, переходить» - то есть «перешедший реку».

По сей день практически единственным источникам сведений об истории евреев остается Танах.

Развитие древнего иудаизма основано на трансформации представлений о племенном боге в представление об абсолютной власти Всевышнего - единого Бога, Творца всего сущего. Вера в единого Бога - центральная идея иудаизма.

Основополагающие принципы изложены в десяти заповедях, которые, согласно библейским текстам, провозглашены Богом еврейскому народу и были начертаны на двух каменных плитах - Скрижалях Завета. В книге Исход рассказано о том, как пророк Моисей, поднявшись на гору Синай, получил от Бога Скрижали.

Буддизм

Самая древняя из мировых религий. Возник в Индии в шестом-пятом веках до нашей эры. Основателем религии считается Будда Шакьямуни.

К началу первого тысячелетия нашей эры оформились два направления в буддизме. Одно из них - махаяна - получило распространение в Китае, Японии, Кореи, Вьетнаме, частично в Лаосе, а также в Тибете, Монголии и на территории России - в Бурятии, Калмыкии и  Туве.

Второе направление -  хинаяна - утвердилось в юго-восточных странах. Последователи  стремятся к личному освобождению. Согласно этому течению достичь нирваны могут только буддистские монахи. Миряне же должны улучшать свою карму, совершая хорошие поступки, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом.

Целью махаянских школ в отличие от школ хинаяны является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление. Основной религиозной практикой считается медитация. А вот почитанию различных будд и бодхисатв в махаяне отводится второстепенная роль.

В некоторых текстах также прописано, что последователю этого направления не обязательно становиться монахом, чтобы реализовать свою природу Будды.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация