Наска

НаскаНаска — культура, существовавшая на территории современного Перу с 400 г. до н.э. по 450 г. н.э. Она была расположена на тихоокеанском побережье в долине рек Наска и Акари. Самыми известными центрами этой культуры являются Кауачи и поселение Уака-дель-Лора. Кауачи — это самый крупный из обнаруженных центров; Уака-дель-Лора («Святилище попугая») получило свое название благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженной в центральном круглом здании.

Известной на весь мир культура Наска стала благодаря огромным рисункам — геоглифам. Они были открыты в недалеком прошлом в долине р. Наска и, согласно современным представлениям, относятся к этой культурной традиции.

Легенды, история

Начиная с XV века здесь побывало множество людей: завоеватели, путешественники, миссионеры, исследователи. За исключением многочисленных захоронений, они не обнаружили ничего заслуживающего внимания. В жарком мареве пустыни быстро теряются контуры, и, стоя на борозде, практически невозможно заметить, что эти линии являются частью организованной системы. Уже в XX веке через все плато было проложено пан-американское шоссе, и строители даже не заметили, что оно пересекает изображение хвоста огромной 120 метровой ящерицы. Сенсационные рисунки были обнаружены совершенно случайно, незадолго до начала Второй мировой войны. Пол Косок, американский специалист по древнейшим цивилизациям Старого Света арендовал маленький самолет, пролетел над плато на высоте 600 метров и был потрясен увиденным.

Многочисленные прямые линии то сходились, собираясь в пучок, то снова расходились, тянулись параллельно друг другу или пересекались под прямым углом. Гигантские изображения птиц, пауков, обезьян выполнены контурной линией, без пересечений и замыканий.

Именно Косоку принадлежат первые предположения о назначении линий Наска. Его исследования были продолжены немкой Марией Райхе, преподавателем математики из Лимы. Таинственные фигуры настолько пленили ее, что она так и осталась в Наске и провела там более 40 лет.

Факты, гипотезы

Большинство рисунков локализовано на участке серо-коричневой пустыни, обрамленном реками Зухенио и Наска. Без видимой системы здесь разбросаны сотни фигур, изображающих животных или птиц, на склонах примыкающих к Наске горных отрогов найдены несколько примитивных человеческих фигур, а кроме того, трапеции, прямоугольники, треугольники и просто прямые линии.

Многие изображения представляют животных и птиц, обитающих за многие тысячи километров от Наски, в тропических лесах Амазонки или на побережье океана. Некоторые поистине уникальны, например, паук, относящийся к очень редкому виду пауков Ricinulei, который был обнаружен совсем недавно в отдаленной и недоступной части влажных лесов Амазонки. Его размеры — не более 6мм, в то время как на рисунке — около 60 метров.

Фигуры и линии хорошо сохранились благодаря исключительно засушливому климату. Здесь почти не бывает дождей, и хотя, дуют сильные ветры, сила их ослабевает вблизи поверхности (нагретая поверхность из мелкой гальки создает защитный слой нагретого воздуха). Кроме того, почва содержит гипс, благодаря чему, мелкие камешки плотно закрепляются на месте. Все это способствует тому, что любой оставленный след сохраняется годами.

Удивительная прямизна линий отмечалась многими исследователями. Проверка прямолинейности показала, что угловое отклонение составляет меньше 9 минут, что превышает точность измерений современной аэрофотосьемки.

Считается, что время создания этого комплекса относится к периоду 400 г. до н.э. — 450 г н.э. Другие исследователи раздвигают эти границы до периода 3000 г. до н.э. — 500 г. н.э. Однако данные датировки получены на основе анализа найденной керамики и органических остатков, которые могли быть занесены в Наску гораздо позже создания фигур в пустыне.

На основании своих наблюдений, Косок выдвинул гипотезу, что «галерея Наски» служит самой большой в мире книгой по астрономии, чем-то вроде звездного атласа, календаря, который оказывал помощь в определении времени прихода сезона дождей, сева, праздников и ритуальных церемоний.

Мария Райхе развила и значительно углубила идеи Пола Косака, касающиеся звездного календаря. Она установила много интересных соотношений между линиями и фигурами на плато и позициями звезд и созвездий. Райхе предположила, что система рисунков и фигур Наска — это своего рода изображение древнего насканского зодиака. В пользу этой теории свидетельствует и то, что все изображения сделаны одной непрерывной линией, как будто соединяющей разные звезды и рисующей контур созвездия. Одно из подтверждений этой теории — исследования американского астронома Филлис Питлуги. После тщательного изучения, она пришла к выводу, что, например, знаменитое изображение паука задумано как диаграмма звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые — это линии, которые характеризуют изменение склонения трех основных звезд пояса Ориона.

Но в целом, изучение рисунков Наска с позиции астрономии очень затруднено. Все попытки профессора Хокинса, который занимался тайнами Стоунхенджа, и хотел определить именно астрономические направления рисунков Наска, не дали положительного результата. Скорее всего, автоматическое перенесение представления об астрономии и движении небесных светил, которыми пользовались в древности в Британии и Европе, не дает ключей к пониманию смысла этих фигур. В вавилонской астрономии и астрологии, к которой мы привыкли, принята система из 7 планет и 12 созвездий, а в Южной Америке мы видим совершенно иную систему видения звездного неба. Инки, например, считали, что существует две луны — одна белая, другая черная, а их сочетания образуют видимые очертания луны.

Поэтому вполне вероятно, что в рисунках Наска есть и другие, не известные нам астрономические ориентиры, но, поскольку у нас нет четкого представления о том, как этот древний народ понимал небо, эти ориентиры остаются для нас загадкой.

На самом плато Наска найдено огромное количество керамики — сосудов, черепков. Они содержат многочисленные изображения животных, птиц, геометрических фигур, подобных тем, что изображены на поверхности пустыни. Видимо, это были символы, позволявшие общаться с духами, с богами — обращаться с просьбой о плодородии, об урожае, о том, чтобы прошел дождь, который здесь ценился как носитель жизни. Кроме того, по некоторым признакам вполне возможно предположение, что по контурам этих рисунков ставились светильники. Можно только представить себе, как выглядели бы все эти изображения, подчеркнутые огненным контуром! Возможно, это было своеобразное жертвоприношение Небу, Богам, которые могли любоваться этими картинами и, обратив внимание на людей, создать облака, наполненные водой, и начать сезоны дождей.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: