Ла-Вента

Ла ВентаЛа-Вента является одним из крупнейших центров цивилизации ольмеков. На территории, заселенной ольмеками, были найдены более 170 памятников, 80% из которых – в трех крупнейших ольмекских центрах: Ла-Вента (Табаско), Сан-Лоренцо (Теночтитлан, Веракруз) и Лагуна де лос Серрос (Веракруз). Протогородские центры, создававшиеся древними ольмеками, имели сакральное значение и воплощали религиозно-социальное устройство мира, в основе которого лежали знания о мире и космосе, культ предков и представления о реинкарнации.

Легенды, история

Исследователи доколумбовых цивилизаций, населявших Мезоамерику, рано или поздно пришли к выводу, что всем им должна была предшествовать одна материнская цивилизация, от которой развились все остальные — по-своему разные, но все же похожие как братья одной матери. Некоторое время «материнской цивилизацией» считали цивилизацию майя, но лишь до тех пор, пока у майя не появился конкурент на это звание — цивилизация ольмеков. После проведенного радиоуглеродного анализа ольмекских памятников искусства уже никто не сомневался, что ольмеки — самая древняя развитая культура на территории Мезоамерики, от которой, возможно, и произошли все остальные. Поскольку доподлинно неизвестно, куда внезапно исчезли последние представители этого народа, можно предположить, что они трансформировались в другие этнические группы, став, таким образом, той самой «материнской цивилизацией».

Слово «ольмеки» происходит, по одной версии, от слов ОЛЛИ и МЕКАТЛЬ из языка ацтеков; в переводе — нить, родословная. Майя называли их «жителями каучуковой страны», потому что в местах проживания ольмеков произростало немало каучуковых деревьев. Сами себя они называли Ши.

Математические и астрономические знания ольмеков позволили им создать календарь. Самая древняя дата, записанная ольмеками либо их последователями — 31-й год до н. э. Найденный рельеф представляет собой четыре числа, обозначенных точками и палочками — впоследствии эта же, слегка видоизмененная, двадцатиричная система встречается у всех мезоамериканцев. В конце первого тысячелетия до нашей эры, в преддверии наступления Эры Рыб, ольмеки сделали переход от лунного календаря к солнечному.

 

Факты, гипотезы

Ла-Вента (1100-400 гг. до н. э.) — один из наиболее изученных и долговечных ольмекских городов. Его площадь составляла около 200 га, а население зависимых поселений оценивается в 18 тысяч человек. Планировка этого города великолепно иллюстрировала «реинкарнационную» концепцию, присущую всем мезоамериканским культурам: главный вход в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на север, воплощавший место древней прародины. Одновременно, чем дальше на север, тем сакральнее становились постройки архитектурного ансамбля города.

Северная сторона площади в центре города перекрывалась платформой сложной конфигурации. Поверх нее располагалась круглая ребристая пирамида, достигавшая 32-метровой высоты. Детальный план профессора Хейзера из Калифорнийского университета (сделанный в 1968 году) демонстрирует постройку, горизонтальная проекция которой более всего напоминает распустившийся цветок лотоса. К северу от нее начиналось сакральное пространство города.

Важнейшая часть сакрального комплекса — четыре пустые гробницы и одно погребальное сооружение, в котором были найдены останки двух детей. В первой из гробниц был великолепный саркофаг вытянутой формы, накрытый тяжелой прямоугольной крышкой-панелью. Костей в нем не оказалось, но были нефритовые украшения и статуэтки. Узкая грань саркофага полностью покрыта рельефом, изображающим морду ягуара, причем нижнюю половину занимает контур большой изогнутой пасти в форме характерного крестовидного овала. От огненных, так называемых «пламенеющих», бровей (символ странствующей по Млечному Пути души) отходит другой опоясывающий орнамент, ритмично повторяющий рисунок над носом и между бровями ягуара — наподобие пробивающегося растения из двух лепестков, что символизирует возрождение. Таким образом, ольмекский «ягуаро-саркофаг» символизирует пространство пещеры предков, куда направляются души умерших для встречи с предками и последующей реинкарнации. Три другие отличались друг от друга лишь незначительными деталями — внутри каждой вместо тела человека были обнаружены лишь разложенные соответствующим образом на овальном пятне украшения.

Северная граница городского ансамбля, символизировавшая переход в мифологическое или легендарное пространство, была обозначена четырьмя гигантскими головами — огромными круглыми или чуть овальными каменными монолитами выше человеческого роста, изображавшими голову и лицо человека. Они находятся на одной линии, как бы отчеркивая северную границу центра и указывая в сторону легендарной прародины.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: