Остров Пасхи

Остров ПасхиВокруг острова — необъятные просторы неба и океана, царит полный покой и тишина. Живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами понимания.
Кэтрин Раутледж


Остров Пасхи представляет собой небольшой участок земли, посреди безбрежных вод Тихого океана, в юго-восточной его части. Площадь острова составляет всего около 162,5 кв. км, расстояние до ближайшего форпоста Восточной Полинезии, острова Питкерн, 2000 км, а до побережья Перу и Северного Чили — 3833 км. В плане остров имеет форму почти правильного треугольника. На каждом из углов его находиться по большому вулкану (ныне недействующему), они и образуют трехглавую вершину — остров Пасхи. Климат субтропический (координаты острова 109°25´ западной долготы и 27°8´ южной широты), осадков достаточно. Несмотря на это, флора и фауна острова очень бедны. Вулканическим происхождением острова объясняется наличие огромного множества пещер в его недрах.

Остров Пасхи широко известен, прежде всего, своими гигантскими человекоподобными каменными статуями. Однако, это далеко не единственное загадочное и уникальное явление на острове. Доевропейская иероглифическая письменность, искусно выполненная наскальная резьба и живопись, множество разнообразнейших, мастерски изготовленных, фигурок из камня и гладко отшлифованной древесины, узоры пасхальских татуировок, могучие культовые сооружения из огромных камней разной формы, обтесанных и пригнанных друг к другу с поразительной точностью — это неполный перечень свидетельств древней и богатой истории острова.

История открытия

Небольшому клочку суши, затерянному среди водных просторов, суждено было стать «героем» даже не одного географического открытия.

Впервые остров был открыт в канун пасхального воскресенья в 1722 году, когда голландский адмирал Якоб Роггевен наткнулся на него, плывя из Южной Америки на запад. Итак, остров был назван европейцами в честь христианского праздника и в разных языках его название звучит по-разному, означая одно и то же — пасху: Easter в английском, Pascua в испанском, Пасха в русском и т.д. Таким образом и полинезийское название острова Рапа-Нуи и весьма красноречивое родное название острова, Те-Пито-о-те-Хенуа, что на местном языке означает “пуп земли”, незаслуженно оказалось в тени.

Повторное и окончательное “открытие” острова произошло почти пятьдесят лет спустя, в 1770 году, когда вице-король Перу отправил в плавание экспедицию, приказав им найти и аннексировать остров, виденный Роггевеном. Испанцы во главе с Фелипе Гонсалесом справились с задачей.

История острова

Доисторический период развития острова можно достаточно отчетливо разделить на три периода, которые условно называют Ранним, Средним и Поздним.

Ранний период, предположительно, приходиться на большую часть первого тысячелетия нашей эры, возможно, он начался еще раньше. Культовые сооружения Раннего периода представляли собой так называемые аху — возвышения, напоминающие алтарь. Они были сложены из очень больших, тщательно обтесанных и пригнанных друг к другу камней разной формы. Фасад смотрел на море, а с противоположной стороны простиралась вырытая в земле культовая площадка. На площадке устанавливали разного рода относительно небольшие скульптуры. Скульптуры Раннего периода отличаются большим разнообразием и по типу, и по используемому материалу.

Известные всем гигантские изваяния были водружены на каменные платформы в Среднем периоде, который длился, предположительно, с 1100 по 1680 год. По-видимому, ваятели Среднего периода появились на острове после некоторого перерыва, когда остров был, во всяком случае, отчасти оставлен людьми Раннего периода. Люди Среднего периода устанавливали на аху, лицом к острову и спиной к морю целые шеренги гигантских скульптур. Все они были однотипными: высеченные из желтовато-серого туфа, с вытянутыми мочками ушей, клиновидным подбородком (возможно, так изображали бороду), с продолговатым лицом и туловищем. Хотя, при более пристальном рассмотрении, исследователям открывались и отличая: статуи имеют разные выражения лиц, длину ушей (не все они действительно длинноухие). Имелись и более принципиальные различии. Некоторые статуи венчали высеченные из красноватого туфа цилиндры пукао, что означает “пучок волос”. Встречаются также статуи с заостренными, а не плоскими, окончаниями, которые стоят, вкопанные в землю.

Поздний период — это время культурного упадка и межплеменных войн. Сами пасхальцы называют его Хури-моаи, что означает время “низвержения статуй”. Длилось оно до 1868 года, когда последнего пасхальца обратили в христианскую веру.
Войны на острове продолжались и в исторические времена. Именно они привели к изгнанию первых миссионеров с острова.

Немалый урон самобытной культуре острова был нанесен уже в исторические времена. С момента открытия острова пасхальцам пришлось познакомиться с разными гранями европейской цивилизации: некоторыми материальными благами и эпидемиями оспы, с самоотверженными миссионерами и алчными работорговцами, с исследователями и коммерсантами.

Легенды и предания

Аборигены острова Пасхи к моменту посещения острова европейскими исследователями не совсем забыли свою историю. Немало ценных сведений почерпнули внимательные исследователи из пасхальских мифов и преданий.

Итак, пасхальцы считают себя потомками племени, возглавляемого вождем по имени Хоту Матуа. Согласно легенде, Хоту Матуа, живший в далекой земле Марае-ренго, в области Маори на Хиве, где стояли каменные статуи, после междоусобной войны вынужден был покинуть родину. В других версиях легенд сообщается о том, что Хоту-Матуа прибыл с острова, который медленно погружался в воду, так что во время прилива его заливало водой.

Окончательного ответа на вопрос, откуда же приплыли люди Хоту-Матуа, до сих пор не существует. С одной стороны, есть легенда, где упоминается, что Хоту-Матуа сидел на склоне вулкана Рано-Као, в священном поселении Оронго и смотрел через островок Моту-Нуи в сторону своей родины. А между тем, никакой земли в юго-западной стороне от острова Пасхи нет. В связи с этим делались предположения, что родиной Хоту-Матуа была земля, ныне скрытая водами океана. Исследования тихоокеанского дна, отвергшие возможность существования в Тихом океане гипотетического материка Пацифиды, вполне допускают существование в прошлом острова или группы островов, которые могли уйти под воду вследствие вулканической деятельности.

С другой стороны, скалистый островок Сала-и-Гомес, расположенный на восток от острова Пасхи, называется пасхальцами Моту-Матиро-Хива, что означает «остров, чтобы плыть на Большую Землю». В таком случае Хивой, т.е. Большой Землей, откуда приплыл Хоту-Матуа, может быть Южная Америка или Новая Зеландия.

Предки нынешних пасхальцев приплыли на двух больших ладьях, вмещавших, по разным версиям, от двухсот до четырехсот человек, их плавание длилось два месяца. Они привезли на остров семена и ростки растений, занимавших важное место в их жизни: ямс, кокос, батат, дерево торо-миро и др.

Они же доставили на остров знаменитые дощечки с письменами — кохау ронго-ронго. Всего было привезено шестьдесят семь дощечек с текстами аллегорий, преданий, генеалогий и поговорок, связанных со страной, откуда они приплыли. Умение читать письмена было привилегией королевского рода — вождей шести округов, на который был поделен остров, их сыновей, а также некоторых жрецов или учителей; однако один раз в год собиралось все население и читали текст всех табличек. Праздник дощечек считался самым важным и даже война его не отменяла.

Пасхальская письменность, кохау ронго-ронго, привлекала и привлекает до сих пор множество ученых из разных областей знаний. Ни на одном из множества других островов Полинезии не было обнаружено письменности, а поиски родственной письменности в других культурах ставят больше вопросов, чем дают ответов. По принципам графики письмо кохау ронго-ронго ближе всего к египетской иероглифике, по материалу письма — дереву — к письменам древних жителей Малой Азии, по направлению письма — так называемому перевернутому бустрафедону (одна строка читается справа налево, следующая слева направо и т.д., причем каждая следующая строка перевернута по отношению к предыдущей) — к древней доинкской письменности, существовавшей в районе Анд.

Согласно преданиям, Хоту-Матуа, приняв решение покинуть родину, вовсе не отправлялся куда глаза гладят. На остров Пасхи ему указал некий Хау Мака, увидевший вещий сон и давший подробное описание острова.

Кроме того, соплеменники Хоту-Матуа, посланные им первыми для разведки и высадки ямса, встретили на острове людей, т.е. остров уже был обитаем!

О людях, обитавших на острове до прибытия Хоту-Матуа, знания пасхальцев очень скудны. Однако речь о них идет в одной из легенд, повествующей о происхождении острова.

Один из первопоселенцев рассказал юноше, посланном Хоту-Матуа, о том, что раньше их земля была очень большой страной, но бог Увоке опустил свой посох на местность Охиро. Поднялись волны и страна стала маленькой, она стала зваться Те-Пито-о-те-Хенуа — Пуп Земли. Посох Увоке сломался о гору Пуку пухи-пухи.

Топонимы, упоминаемые в легенде, и сейчас можно обнаружить на карте острова Пасхи. Оказалось, что они трассируют крупную трещину, т.е тектоническую зону, протянувшуюся от северно-восточного оконечности острова параллельно северному берегу. Название «Пуку пухи-пухи» означает «пыхтящая скала». Быть может, в легенде речь идет об изверержении вулкана, в результате которого громадная трещина пересекла остров, отделив полуостров Поике. Изменились очертания острова и он действительно стал меньше.

Когда легенду о катастрофе, постигшей остров, услышал король Хоту-Матуа, он возразил, что это сделал не посох Увоке, а молния бога Макемаке.

По-видимому, здесь речь идет о смене культа верховного божества. Хоту-Матуа и его потомки почитали как верховное божество Макемаке. Он был творцом Земли и моря, Солнца и Луны, жизни и человека. В честь Макемаке устраивали обряд выбора птицечеловека.

Обряд этот проводился в священном культовом центре Оронго, расположенном на юго-западной оконечности острова, возле кратера вулкана Рано-Као. В этом месте недалеко от берега расположены три каменистые и безлюдные островка, где вьют гнезда перелетные птицы. На один из них и отправлялись воины — представители разных родов. Сидя в пещерах, посланцы ждали прилета морских ласточек, которые считались посланцами великого божества Макемаке. Воин, первым нашедший яйцо, доставлял его в Оронго и власть над островом ровно на год получал глава его рода. Он обривал голову и брови и впредь именовался тангата-ману — птицечеловек. Именем этого человека называли текущий год, а самого его почитали как воплощение божества.

Факты, гипотезы

Две примечательные особенности выделяют остров Пасхи среди всех прочих островов Тихоокеанского полушария: уникальное географическое положение и редкостные археологические памятники. Можно ли считать случайным такое сочетание географической и археологической уникальности?
Тур Хейердал


Исследованиями на острове Пасхи занимались ученые разных отраслей. И практически каждый с точки зрения своей специализации отмечал уникальность острова. Письменность и язык, обряды, религия и мифы, гигантские статуи и множество небольших фигурок из камня и дерева - все это не имеет однозначных аналогий, а если исследователи и находили что-то родственное в других культурах, то зачатую в совершенно противоположных частях света.

С точки зрения археоастрономии интерес вызывает Ранний период истории остова. Именно к этому периоду относится сооружение святилищ аху. Они были точно ориентированы по солнцу. Вероятно, их строители были хорошо знакомы с годичным движением светила по небосводу и подчиняли ему архитектуру. При строительстве особое внимание уделялось высокой передней стенке аху. Ровная и гладкая, она складывалась из огромных камней неодинаковой формы и величины.

Их тщательно обтесывали, подгоняли друг к другу и шлифовали так, что между ними не оставалось ни малейшей щели. Кроме этого, фасады святилищ отделывались еще и облицовочными плитами. Прекрасным образцом искусства каменной кладки является аху Винапу.

В Средний период, когда на аху устанавливались статуи, первичные сооружения были отчасти разрушены и переделаны без всякой заботы об их ориентации. То, что в Раннем периоде было прекрасно облицованным фасадом, обращенным к солнцу, в Среднем стало задней стенкой опоры для статуй. При перестройке аху в Средний период части статуй использовались как строительный материал.

Экспедицией Хейердала впервые были проведены раскопки в культовом центре пасхальцев Оронго. Он расположен на краю вулкана на высоте 410 метров на южном побережье острова, между океаном и кратерным озером. До прибытия на остров миссионеров в Оронго ежегодно проводились состязания и празднества, посвященные культу птицечеловека. Более ранние исследователи считали, что Оронго возник одновременно с вышеупомянутым культом. Однако, к удивлению и археологов, и самих островитян, в результате раскопок была обнаружена более древняя мощеная культовая платформа с метками, указывающими на точку восхода солнца в дни равноденствия и солнцестояния, то есть солнечная обсерватория.

Энтузиастами относительно молодой науки археоастрономии были замечены еще некоторые любопытные факты, до того остававшиеся в тени. Так, на возможную связь со знаниями о звездах указывают топонимы, записанные русским путешественником Миклухой-Маклаем. Мата-ки-те-Ранги, что означает "Глаз неба" или Хити-Аи-Ранги, "Край неба" - так тоже называли свой остров местные жители. Одним из "украшений" статуй были "глаза" из белого коралла и красного вулканического шлака. Реставрация показала, что их взор был направлен в небо.
Было обнаружено, что ориентация некоторых статуй связана с такими явлениями как солнцестояния и равноденствия. Так, по преданиям местных жителей, статуи Аху Акиви особым образом освещаются солнечными лучами, становятся как бы осмысленными, в дни июньского солнцестояния и сентябрьского равноденствия (соответственно, середина зимы и начало весны в Южном полушарии).

Возможно, здесь будет уместно осветить еще одну грань уникальности острова. Современные исследования океанологов определили, что остров Пасхи находится на стыке двух подводных океанических хребтов: Восточно-Тихоокеанского поднятия, тянущегося через весь Тихий океан с юга на север и хребта, проходящего перпендикулярно западному побережью Южной Америки до острова Пасхи. Надводной частью последнего является также ближайший сосед Пасхи - унылые скалы Сала-и-Гомес. В то же время остров Пасхи лежит на стыке трех гигантских плит, составляющих дно Тихого океана. Океанское дно делят на плиты гигантские разломы, которые, по мнению океанологов и геологов являются результатом дрейфа материков и расширения дна океана.
Быть может, природные особенности острова сыграли роль в его привлекательности для неведомых умельцев-каменотесов древности.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: