Светлояр. В поисках Китеж-града
Легендарный остров Авалон, где ждет часа Король Артур со своими рыцарями; таинственный замок Монсальват, хранящий Чашу Грааля; загадочное Беловодье, на поиски которого уходили наши предки; легендарная Шамбала, где живут великие Учителя человечества... Каждый народ из века в век передавал легенды о священных скрытых местах, куда нет дороги злу, где царят справедливость и мудрость.
Существуют ли они еще на земле и можно ли найти к ним дорогу? Экспедиция «Нового Акрополя» побывала в одном из таких мест.
У нас были здесь моленны. Они подобны были раю.
У нас звон был удивленный; удивленный звон подобен грому...
Был недоступный лес, была тишина, отдаленность от мира. Была тайна.
Из песни керженецких скитниц
Чего не знает наука
Озеро Светлояр по праву считается жемчужиной природы Нижегородского края и России. Озеро расположено близ с. Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока Ветлуги. Длина озера — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. Озеро всегда привлекало и привлекает до сих пор внимание ученых, а его красоту описывали Н. Рерих и М. Васнецов, И. Глазунов и многие другие художники. Ему посвящали свои стихи А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий. Красота озера вдохновила Н.А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Видевший озеро не удивится этому, далеко не полному, списку. А что же так привлекает здесь ученых? Пожалуй, многочисленные загадки озера, на которые до сих пор не получены окончательные ответы.
Скажем, до сих пор никто убедительно не объяснил, как возникло озеро. Одни говорят о его ледниковом происхождении, другие доказывают карстовую гипотезу. Есть версия, что оно могло возникнуть во время землетрясения 1596 г., которое было отмечено в Нижнем Новгороде. Согласно метеоритной гипотезе, озеро образовалось в результате столкновения с землей метеорита.
Вода в озере считается святой. Набранная в сосуд, она может храниться несколько лет, не теряя исключительной чистоты и вкуса. Народная молва приписывает ей и целебные свойства. Одно из объяснений удивительных свойств светлоярской воды — в том, что озеро постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой низкой температуры и без бактериальной флоры. Но и гидрохимическая загадка озера также до конца еще не разгадана.
Что было до Китежа
Мы родились не у отца, мы родились не у матери. На утренней заре мы родились, на цветах мы выросли, на верхушках стеблей расцвели, в... воде окунулись.
Из марийской песни
Но даже до легендарного Китеж-града эти места были у людей священны. Раньше здесь жили марийцы. Об этом говорят и названия ряда деревень, имеющие марийские корни (например, речка Люнда в переводе с марийского — «Незаселенная»). По рассказам средневековых путешественников, земли марийцев начинались по Волге сразу за Нижним Новгородом, а их владения на Правобережье доходили до Пьяны. Марийцев иногда зовут «братьями леса» из-за особого отношения к природе. Будучи прекрасными охотниками, они хорошо знали лес и относились к нему с особым уважением, осознавая себя как его неотъемлемую часть. Марийцы верили в то, что каждый лес, речка, поле имеют своего духа-хозяина. Так, Вюд-ава, Мать воды, берегла свою реку, свое озеро. Из уважения к ней в воду никогда не сливали нечистоты, стирать с мостков было нельзя, для этих целей предназначались специальные колодцы. Не от них ли идет древний обычай, о котором еще помнят в окрестностях Светлояра, — запрет на купание в озере. Для наших предков купаться в священном месте было немыслимым, для этих целей рядом протекает Люнда. И тем более они бы не поняли, если бы увидели, как в Светлояре моют машины, что было обычным явлением еще несколько лет назад.
Вообще в окрестностях озера можно встретить удивительное переплетение христианских обрядов и языческих традиций. Многие ли христианские паломники знают, что, повязывая на деревьях ленточки из ткани и моля об исполнении желаний, они повторяют обычай тех же марийцев повязывать ленточки в своих священных рощах? А при обходе тропой пилигримов вокруг озера вам могут показать очень интересное место. Говорят, раньше здесь из одного корня росли три сосны. Верующие люди считали их символом Троицы, зажигали здесь молитвенные свечки, обходили вокруг сосен и шли дальше по берегу озера. Почти так же поступали когда-то и марийцы, принося жертвы у своих священных деревьев.
Научные исследования на холмах, окружающих озеро, культурный слой не обнаружили, поэтому считается, что ни в ХIII в., во время нашествия Батыя, ни после человек там не жил. Но может быть, не жил именно потому, что в священных местах не живут — к ним приходят на поклон.
Сказание о Китеж-граде
И досель тот град невидим стоит... А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских. Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачалась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней.
А. Мельников-Печерский. В лесах
Основная версия легенды дошла до нас в тексте «Китежского Летописца», написанного, по его собственному свидетельству, через 100 лет после описываемых событий. По утверждению историков, текст «Летописца» составлен старообрядцами, то есть уже после раскола церкви, произошедшего при патриархе Никоне в середине XVII в. Вместе с тем признается, что текст, возможно, был списан с некоего более древнего первоначального образца, о чем говорят, в частности, встречающиеся в нем фразеологические повторения.
Легенда гласит: великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, переправившись через речки Узолу, Санду и Керженец, вышел к Люнде и Светлояру, где построил город Китеж Большой. Как говорили когда-то местные жители, «оба города построены одной рукой и одним топором». Между тем над Русью уже нависла туча монгольского ига. В битве с татарами у Малого Китежа погиб брат Георгия Всеволодовича, а сам он потерпел поражение и, уйдя в леса, скрылся в Китеже Большом. Гришка Кутерьма, не выдержав пыток Батыя, провел его войска тайными тропами к Китежу Большому. Сам Георгий Всеволодович погиб в битве, а город же «изволением божьим стал невидим; на его месте стала видна вода и лес».
Чудеса Светлояра
Кому нужно, тому и откроется!
Со времен «Летописца» и до наших дней живы истории о чудесах Светлояра, даже несмотря на годы советской власти. Все так же идут к озеру паломники. И сейчас можно услышать о чудесных исцелениях, о звоне колоколов китежских, которые кому-то дано услышать, а кому-то — и увидеть сам город. Рассказывают о встречах в окрестных лесах с загадочными старцами, о монахах, ходящих по воде в утреннем тумане. А в не таком уж далеком прошлом в холмах вокруг озера и в землянках жили святые люди. В музее с. Владимирского можно увидеть фотографию 30-х гг. XX в., на которой женщина протягивает милостыню перед входом в подземное жилище святого человека.
Существуют три версии сокрытия Китежа. По одной из них, он скрылся в водах Светлояра, по другой — ушел под землю (может быть, вам даже покажут место в окружающих озеро холмах, где скрыт один из входов в город), по третьей — ушел на небо.
Существует много историй и о том, как особо праведным людям удавалось попасть в Китеж. В ХVII столетии на Руси было известно сочинение «Послание к отцу от сына из онаго сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения не имели и в мертвы не вменяли скрывающегося из мира». В нем сын сообщает своим родителям:
«Аз живу в земном царствии, с отцами святыми, в месте покойне. Поистине, родители мои, царство земное. И покой, и тишина, и веселье, и радость духовная, а не телесная. Сии бо святии отцы, с ними же аз живу, процветоша, что крини сельныя (лилии полевые)... и яко камение драгое... и яко древа не стареющие, и яко звезды небесныя. И от уст их непрестанная молитва к Отцу Небесному, яко фимиам благоуханный... И едва нощь придет, тогда от уст их молитва видима, яко столпы пламенныя со искрами огненными, и яко от месяца и звезд велий не токмо месту оному свет, но и всей стране оной свет, яко молния. В то же время книги честь или писать можно, без свещнаго сияния. Иже возлюбиша Бога всем сердцем и всею душою и всем помышлением своим, тем и Бог их возлюби... яко мати любимого си чада, и что просят в молитве своей от Бога, все подаст. Иже возлюбиша безмолвие и вся добродетели исправивша всем сердцем, и Бог... хранит их, яко зеницу ока, и покры их невидимо дланию своего, иже... паче жития на небесах, ниже богатство временное, но паче возлюбиша богатство на небесах...»
Легенды говорят, что во все времена увидеть сказочный Китеж, а тем более попасть в него, были достойны очень немногие. Так говорил об этом русский писатель В.Г. Короленко в своем очерке «В пустынных местах»: «И кажется нашему грешному, непросветленному взору один только лесок, да озеро, да холмы, да болотище. Но это только обман нашего грешного естества. В действительности же, „по-настоящему“, здесь стоят во всей красе благолепные храмы и золоченые палаты и монастыри... А кто может хоть отчасти проникнуть взором через обманчивую завесу, для того в глубине озера мелькают огоньки крестных ходов и высокие золоченые хоругви, и сладкий звон несется над гладью кажущихся вод. А потом все стихает и опять только шепчет дубрава».
Дорога пилигримов
Многие из нас, давно покинувших тропы стародавнего Китежа, отошедших и от такой веры и от такой молитвы, все-таки ищут так же страстно своего «града взыскуемого».
В.Г. Короленко. В пустынных местах
С давних времен и до наших дней идут к Светлояру паломники. Сейчас здесь можно встретить людей самых разных верований и убеждений. Это обычные люди, прослышавшие о чудесном озере и приехавшие с семьей на выходные из соседнего города, и старообрядцы, можно встретить кришнаитов и рериховцев и многих, многих. Конечно, каждого влечет что-то свое. Вокруг озера давно уже нет тех дремучих лесов, что стояли во времена монгольского нашествия, окрестности его достаточно обжиты человеком. Чего же ищут здесь люди, ищут, иногда и сами не осознавая до конца?
Говорят, что в былые времена паломник не сразу шел к Светлояру, или, как его еще называли, к Большой Чаше, а начинал свой путь с Малой Чаши. Малая Чаша — это Кибелек, место, расположенное в нескольких километрах от Светлояра.
Вот что рассказывает о нем одна из легенд. В те далекие времена добраться до Китежа было не так-то просто. Его скрывали леса, и надо было знать тайные тропы, по одной из которых и провел Батыя Гришка Кутерьма. На той тропе был секрет из трех богатырей китежских, которые приняли неравный бой, чтобы задержать войска Батыя.
По другой легенде, именно в этом месте произошла неравная битва китежской дружины с татарами. Говорят, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Руси. Но конь Георгия споткнулся, и понял святой, что не его миссия спасти Китеж-град (Богородица скрыла его своим волшебным пологом), а на этом месте забил святой источник.
Сейчас здесь колодец, вода из которого также считается святой, а рядом — три креста в память о павших воинах. Немного дальше, в лесу, находится поляна с тремя могилами воинов (согласно другому источнику, это могилы трех святых китежских старцев). С этих могил верующие люди берут землю, которая помогает исцелиться от различных недугов. Говорят, что какой бы ни был ветер, на этой поляне всегда тишина, и молитвенные свечки здесь не гаснут, пока не догорят до конца.
От Кибелька пилигримы Батыевой тропой (сейчас это просека в лесу, как говорят, оставшаяся еще с тех времен, когда татары расчищали путь через лес для своей армии) выходили к Светлояру. Существует поверье, что если с молитвой в душе обойти вокруг озера три раза, то молитва твоя исполнится. Сейчас вокруг озера проложены удобные деревянные мостки, позволяющие без труда преодолевать топкие места. А раньше их не было, и паломницам приходилось преодолевать эту дорогу даже не пешком, а на коленях. Этим часто пользовалась детвора окрестных сел, катаясь на верующих женщинах, но и это было частью той доли, которую они для себя выбрали. Так описывал Короленко увиденную им в 1890 г. картину: «...на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону... И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и — слезы... А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремится, но не удостоился по маловерию... И со страхом качают головами. Значит, есть он, этот другой мир, невидимый, но настоящий».
В наши времена редко можно встретить настолько верующих людей, а еще в годы Великой Отечественной войны берега озера иногда становились черными от платков женщин, совершавших этот путь с молитвой об ушедших на войну мужьях и сыновьях.
***
Так есть ли Китеж-град и можно ли найти к нему дорогу? Это тот вопрос, на который каждый найдет свой ответ, найдет в себе самом. Для кого-то Китеж — лишь сказка, для кого-то — внутренняя обитель, открывающаяся ищущему. Но живет легенда, и живет Светлояр, а значит, живет надежда вспомнить что-то давно забытое, вспомнить и отправиться в путь.