Поиски Учителя
Независимость или подчинение?
Когда птенец готов к тому, чтобы взлететь, родители выталкивают его из гнезда, несмотря на опасения за его жизнь. Следуя законам жизни, родители заботятся о своих детях, кормят, воспитывают их и помогают стать взрослыми.
Можно сказать, что в мире людей родители играют роль первых, естественных «учителей». Дети подражают их поведению, поступкам, отношениям и часто наследуют их ценности в области чувств и образ мышления.
В наше время родители в какой-то степени слагают с себя эту первичную функцию кормильцев и воспитателей. Молодые люди вступают во взрослый мир, чувствуя себя обделенными чем-то, столь же важным, как пища или крыша над головой. Они ощущают недостаток тепла и чувства глубокой безопасности, которые они могли бы получить, если бы родители с любовью передали им свой опыт и видение мира.
Сколько молодых людей подходят к тридцатилетнему рубежу, так и не избавившись от грусти по «отсутствующему» отцу, который не ходил с ними на рыбалку и не учил мастерить? Сколько молодых женщин жалуются на то, что они никогда не знали материнской ласки?
Наши родители — это наши первые учителя, и в детстве мы ожидаем от них всего, в чем нуждаемся.
Второй учитель, который нам нужен,— это тот, кто даст нам профессию, научит искусству обработки материи во всех ее формах, сделает из нас ремесленников, скульпторов или строителей на разных уровнях.
Так, девочка с выдающимися способностями упорно занимается на пианино, неутомимо повторяя гаммы под строгим и в то же время любящим взглядом учителя музыки. Именно воля и непреклонность ее учителя, а иногда и его невыносимый характер являются гарантией последующей стойкости и решимости этой девочки, которые приведут ее к успеху на строгих экзаменах и конкурсах.
В нашем обществе отношения мастер—ученик в профессиональной сфере, как правило, не практикуются, а если они и встречаются, то носят скорее «самодеятельный» характер. Отношения преподаватель—ученик строятся сегодня на взаимном страхе и принуждении. Этим объясняется некоторая угнетенность среди преподавателей.
В большинстве случаев обучение, являясь сложным, длительным, абстрактным и сугубо теоретическим, скорее деформирует молодежь, чем формирует ее. Столкнувшись с тем, как велика дистанция между его «головой» и «руками», молодой человек теряет здравый смысл даже при решении простых повседневных задач.
Духовный учитель
И все же и на Востоке, и на Западе мы снова находим свидетельства тому, что с незапамятных времен существует неразрушимая и столь необходимая связь между Учеником и Учителем. Нам нужны наши физические родители для того, чтобы мы научились ходить, говорить, справляться со своим телом и эмоциями. Нам нужен опытный учитель, который научит нас подчинять себе материю, нас окружающую. Точно так же у нас есть внутренняя потребность в духовном учителе, который даст нам возможность сознать постоянную связь с силами жизни, поможет нам проложить надежный путь в лабиринте событий для того, чтобы достичь внутренней реальности и понять ее связь с законами, правящими Вселенной.
Учитель — это мост между Мудростью (Sophia), воплощенной в окружающей Природе, и учеником. Но сам учитель ни в коем случае не является целью как таковой. Роль учителя — пробудить ученика и повести его к собственным вершинам, чтобы ученик обрел самостоятельность и стал хозяином своих возможностей.
И вот, пройдя долгий путь, молодой человек приблизился к дверям своей мечты. Но на них он видит большую табличку: «Непосвященным вход воспрещен». Он ошеломлен и поддается сомнению: «Проделать такой огромный путь зря! Это уж слишком!» После долгих колебаний и растерянности он все-таки собирает всю свою смелость и проникает в запретный чертог. Там для него начинаются настоящие испытания, преодолев которые, он может быть принят в знаменитую школу Пифагора . Пифагор говорил своим ученикам: «Не называйте меня мудрым (Sophia), я философ (любящий Мудрость—Природу).
Будда, пробудившийся в подлинной Реальности, отождествив себя с ней, вел своих учеников к просветлению по пути, который совмещал в себе интуицию и разум, поскольку учил их не принимать ничего, что не прошло бы через их собственный разум. Слушая наставления Будды, один из его учеников достиг Нирваны (освобождения от мира иллюзий). По этому поводу Будда сказал, что этому ученику для достижения Нирваны недоставало одного наставления, и он его получил. То есть, в каком-то смысле, этот ученик превзошел своего учителя.
В Бхагавадгите мы видим, что Арджуна, связанный с Кришной узами ученичества, изучает «Карма-йогу» (йогу действия) на настоящем поле боя, где он должен исполнить свое предназначение.
Перед учеником открывается путь, который уже пройден учителем и который в свою очередь предстоит пройти ему самому, потому что каждый должен пройти этот путь самостоятельно и стать этим путем.
Сократ заставлял своих учеников сомневаться, задавая им вопросы о главном. Часто ответы оказывались поспешными и поверхностными. Так Сократ вел учеников к осознанию собственного невежества. И после того, как они убеждались в своем неведении, они могли получить помощь, позволяющую найти настоящие ответы внутри самих себя. Этот майевтический метод* пробуждения души Сократ сравнивал с родами.
Для того чтобы стать настоящим философом, нужно сначала признать свое невежество. Современные психологи назвали бы это «преодолением собственного эго».
Пародия на отношения с учителем-«гуру»
Как видно из интервью с Жилем Фарсе, понятие ученичества существовало всегда лишь для небольшого числа людей, которые действительно ищут Мудрость и стремятся преодолеть себя.
Однако наше общество в своем отрицании «быть» и в погоне за «казаться» исказило и превратило в болезненную пародию практически все виды выражения подобных отношений, изначально благородных, достойных и необходимых для гармонии и развития человеческого существа.
Так, например, неспособность родителей, преподавателей и государства воспитать детей надлежащим образом, чтобы они выросли людьми, способными брать на себя ответственность, привела к появлению пародии на Учителей; это ложные гуру, удовлетворяющие эмоциональные и интеллектуальные потребности незрелой молодежи.
Есть также тип «экзотического гуру», который, используя пышный декор и несколько простых идей, подменяет образ «отсутствующего» отца или матери, удовлетворяя таким образом потребность в безопасности и ориентирах, которые в данном случае являются внешними, легко различимыми и понятными.
Есть также «гуру-антигуру», который советует ни за кем не идти и никого не слушать, кроме самих себя. Поэтому за ним идут и его слушают. Он усиливает стремление к самоизоляции и индивидуализму в обществе, где каждый считает, что его ситуация уникальна и не сравнима с другими.
Есть также «внутренний гуру». Люди, выбравшие его, в космических масштабах кажутся себе высокоразвитыми, иногда даже готовыми «выйти из цепи перевоплощений, а также достичь других планет и галактик благодаря своей духовной мощи». Ориентиры в этом случае внутренние, но они субъективны, не подлежат проверке и сравнению. Творческое воображение здесь смешано с фантазией. Человек в этом случае самодостаточен.
Три ипостаси Учителя
Хотя наша культура и породила все эти искажения духовного поиска, потребность в учителе все еще живет в нас, и сама жизнь разными способами напоминает нам об этом:
«Все есть Учитель, все, без исключения». В поисках самого себя человек всю свою жизнь переживает разного рода опыт, который становится его учителем и открывает ему, иногда ценой больших страданий, окружающую реальность. Подчас на то, чтобы понять хотя бы что-то, уходит целая жизнь, но то, что уже понято, остается накрепко отпечатанным в сознании.
«Мы привязываемся к Учителю-корню». После того, как душа подверглась глубинному влиянию и между сущностями установился диалог, для души начинается путь самодисциплины, необходимой для освоения полученного урока. Когда ученик готов и приходит Учитель, ученик должен развить в себе три основные качества: готовность быть в распоряжении (или преданность), служение и исследование. Посредством ученичества ученик устанавливает все более сильную связь со своим Учителем, но в то же время все больше открывается миру, поскольку отношения ученика и Учителя не ограничиваются личностным планом. Учитель сам прошел по пути посвящения, который прежде был проверен его собственным Учителем. И это гарантирует способность Учителя передавать и в свою очередь обучать других.
«Допустить, чтобы все жизненные обстоятельства стали моими учителями». Благодаря пробуждению, к которому Учитель-корень привел ученика, тот становится способным узнавать Учителя во всех жизненных обстоятельствах. И даже если физически он отделен от своего Учителя, то в духовном плане — никогда. И тогда жизнь, которая прежде казалась угрозой, становится источником радости и постоянных уроков. Как говорил индийский учитель Шри Рам: «Проникаясь чувством Единого, мы способны усваивать различное».
Всегда ли нам нужны учителя?
Всегда ли нам нужно, чтобы на горизонте вставало Солнце, чтобы нас согревал огонь, очищала вода, чтобы мы ступали по земле и дышали воздухом?
Всегда ли нам нужно слово мудрости, присутствие гармонии и жизни вокруг нас?
Нужно ли нам иметь в сердце некоторые простые и глубокие убеждения, например веру в человека, вопреки глупостям, совершаемым многими людьми? Нужно ли нам ощущать связь с будущим и ответственность за его красоту и гармонию? Нужно ли нам знать, что есть люди, которые с решимостью, разумом и бескорыстной любовью стараются помочь нам выйти из темноты и неведения?
Если мы хотим родиться во второй раз после того, как родилось наше тело, — духовным рождением, если мы хотим обрести умение «быть», проявить наш человеческий потенциал, а не только отдельные навыки; если мы хотим пробудиться для того, чтобы принимать действительность во всей ее сложности и парадоксальности, чтобы принимать истину с ее сладко-горьким вкусом; если все это является нашим самым глубоким желанием, тогда мы ищем Учителя-корня, который соединит нас с нами самими, с другими людьми и со Вселенной.
Может быть, он уже идет рядом с нами, следуя за своим собственным Учителем, но мы пока не замечаем этого. Откроем же уши, глаза и сердца, и тогда мы его встретим.
{odnaknopka}