Символизм алхимии
I
Алхимия является очень древней наукой и искусством, существующим под разными именами у самых различных народов. Сейчас она многим известна как наука изготовления золота из недрагоценных металлов, как явление сугубо западное, времен средневековья. Однако, трансформация металлов в золото есть далеко не единственная и тем более не самая основная цель алхимического труда. В этой работе мы только попытаемся приблизиться к тайне алхимических превращений и указать на определенную связь их с процессами психологическими, происходящими в лабиринтах души самого алхимика.
Начнем мы с "грубого" материального плана. Здесь алхимик или artifex, "искусник", имеет дело с металлами, его цель - трансформация неблагородных металлов, например, таких, как свинец и железо, в серебро или золото. В течение времени металлы, как и все живое в Природе, претерпевают эволюционный процесс, превращаясь из тяжелого хаотичного свинца в благородное драгоценное золото. Процесс этот очень долог, он идет многие миллионы и миллиарды лет. Задача же алхимика - ускорить эту эволюцию, помочь металлам "вырасти", стать совершенными. И т.о. задачу алхимии в физическом мире можно определить как помощь в эволюции металлов. Это определение очень важно для понимания смысла алхимических трансформаций и на более высоких планах, т.к. оно указывает на один из важнейших принципов алхимии. Это именно помощь эволюции, т.е. естественному процессу развития и совершенствования металла. Алхимик ускоряет этот рост в миллионы раз. Он не изменяет направления развития, не меняет естественный его ход, но лишь помогает работе Природных сил, увеличивая скорость. Он действует заодно с Природой, как одна из бесчисленных ее разумных сил, сами алхимики говорят:
"Природа радуется в Природе,
Природа преодолевается Природой,
Природа правит Природой".
Естественность, следование Законов Природы и использование их есть т.о. одно из первых и главнейших требований алхимического труда. Какова же природа самого труда?
Есть несколько алхимических афоризмов, указывающих на нее. Алхимики говорят, что их труд столь же этический, сколь химический, и что алхимическое золото не есть золото толпы. Сама алхимическая терминология указывает на те "вещества", с которыми имеет дело алхимик. Это философский свинец, философская ртуть, философское золото и т.п. Ясно, что здесь речь не идет об обычных металлах, но о чем-то другом. Здесь мы подходим к алхимии как к искусству трансформации души, психики человека. Принципы и методы, использующиеся здесь, аналогичны применяющимся на физическом уровне. В этой сфере алхимик подвергает трансформации свою душу, превращая ее из темной, хаотичной - свинцовой, в сияющую - золотую. Именно здесь находится центр внимания и интереса алхимиков, отвергающих мирские материальные ценности и следующих евангельскому Завету не создавать себе сокровищ на Земле, но на Небе.
Для получения золота алхимику требовалось сначала получить Философский камень, обладающий чудесной способностью превращать обыкновенные металлы в золото. И главной целью алхимического труда является именно получение этого Камня, Lapis philosophorum, имеющего еще множество других волшебных свойств. Что означает "получение" в данном случае? Очевидно - проявление его свойств в душе человека, проявление и воплощение его в своей жизни. Что есть Философский камень, называемый в Алхимии также Христом, Божественным, соединяющим все противоположности Меркурием и еще многими и многими именами? Для иллюстрации его свойств можно привести небольшой отрывок из одной сказочки. Там у отца, как водится, было два сына. И однажды старший сын пошел в лес рубить дрова, а с собой у него было прекрасное вино, свежий сыр и другая вкусная снедь. Там он встретил старика, который был голоден, но он ничем не поделился с ним, а вскоре обнаружил, что вино его скисло, сыр высох и т.д. Однако этот сын нам сейчас не интересен. Второй же сын - добрый малый - имел лишь бутылку теплого прокисшего пива и черствый кусок хлеба, но он от чистой души предложил разделить свою трапезу со стариком, и, развязав котомку, вдруг с удивлением обнаружил, что его кисое пиво и черствый хлеб превратились в великолепное вино и вкуснейший каравай. Это, возможно, недостаточно тонкий пример, однако он дает примерное сказочное представление о свойствах Философского камня. Философский камень есть проявление подлинной высокой сути человека, его божественной внутренней Природы. И эти проявления, действительно, трансформируют мир и самого человека, производя в нем алхимические превращения.
Здесь мы подходим ко второму необходимому свойству алхимического процесса, состоящему в его целостности и глобальности. Алхимический процесс происходит параллельно на всех планах человеческого существа. В процессе труда алхимик переживает внутреннее преображение, одухотворение, очищение на всех уровнях. Это воплощение Философского камня в самом алхимике. Мы можем назвать таким Камнем Мечту или Идеал, которым мы следует и которые мы стараемся воплотить. Это преображение происходит постепенно, сверху вниз.
Алхимический процесс рассматривается как создание unio mentalis, "психического союза" или объединения, проходящего в своем становлении три стадии. Первая стадия - это союз Духа и Души, затем следует вторая стадия объединения союза Духа и души с телом, и, в заключение, происходит установление т.н. unus mundus, т.е. такого состояния души, когда человек переживает и осознает свою неотделимость от всего мира. Здесь мы видим на первой стадии этого процесса одухотворение, преображение души человека, пока еще скрытое, потенциальное, не проявляющееся внешне, затем, на второй стадии, происходит реализация, актуализация в поведении, в жизни человека этого единства, и на третьей стадии алхимик достигает подлинного единства, единения со всем миром, становится микрокосмом. Этот заключительный этап алхимического труда символизируется коронацией Девы Марии, обозначающей Материю. Коронация символизирует здесь одухотворение Материи. Исходя из вышесказанного становится понятным термин Mysterium coniunctionis, "таинство соединения" применяемый для обозначения алхимического труда.
В другом аспекте описанный процесс может рассматриваться как объединение интеллекта и чувства, а затем реализация этого объединения через конкретные действия.
Следует задуматься, почему unio mentalis, т.е. объединение психическое, внутреннее ведет к unus mundus - мировому единству. Unio mentalis обозначает здесь воссоздание изначальной цельности души, разрозненной, разорванной на части. И пока душа наша состоит из этих разрозненных, несогласованных частей, мир, окружающий нас, будет таким же фрагментарным и дисгармоничным, таким же чужим нам, как те элементы внутри нас самих, которые мы отказываемся признавать.
Ведь душа наша подобна зеркалу, отражающему мир. Когда зеркало цело, мы видим весь мир целым, мы видим его причины и следствия, мы видим его связность и гармоничность. Но в зеркале разбитом мы увидим лишь осколки этого мира, бессвязные, несогласованные части, где непонятно взаимодействие, где неведомы причины и неожиданны последствия.
Таким образом, осознавая и интегрируя эти элементы подсознательного в единое целое, артифекс сам интегрируется внутри всего мира как целого. Это две стороны одного и того же процесса, и поэтому, если мы не можем увидеть в самом жалком и, может быть, даже презираемом или ненавидимом нами существе такого же человека, как и мы сами, если мы не можем понять и, более того, полюбить его, это значит, что внутри нашей души все еще остаются неосознаваемые, неведомые нам части, живущие своей особой, независимой от нашего сознания жизнью и проявляясь время от времени в тяжелых, пугающих образах сновидений. И также, с другой стороны, не осознав, не почувствовав высоких, светлых и чистых стремлений своей Души, мы никогда не поймем их в других людях. Поэтому, никто, никогда не узнает по-настоящему, что же такое Философский камень, сам не став этим Камнем.
Мы можем увидеть в Философском камне Учителя или, возможно, Жреца, совершающего священное действие - жертву. Алхимики называют subjectum (то, что подвергается трансформации) Озирисом - Богом расчлененным и вновь возрожденным. Символический образ Сета, обладающего такими качествами, как жар, сухость и т.п. возможно аналогичен алхимическому Sol centralis "центральному солнцу" или ignis gehennalis, "адскому огню", огню, пылающему в алхимической печи. В греческой мифологии этот образ, вероятно, аналогичен Зевсу Лабрандскому - Минотавру - монстру с человеческим туловищем и головой быка. Здесь голова быка очевидно указывает на низшее начало, управляющее действиями этого чудовища. Миф о Тезее и Минотавре очень хорошо иллюстрирует алхимический процесс, и мы еще вернемся к нему.
Алхимические трансформации описаны во множестве мифов различных народов. Это Древняя Греция и Египет, Библейские повествования и многое другое. В определенном смысле алхимический процесс можно назвать воплощением или реализацией Мифа или Архетипа в жизни. Через эту реализацию человек разбивает ограничения времени и пространства, приобщается к сакральному, сливается с Природой, обретая при этом огромные возможности и сказочные богатства. Этот мотив хорошо прослеживается в алхимических притчах, мифах и сказках. Человек становится королем. Этот король уже существует, он скрыт в каждом из нас, стеная и взывая о помощи из глубин наших Душ, и его необходимо освободить.
Есть такое алхимическое четверостишие:
"Я преодолел и победил моих врагов,
Я попрал ядовитого Дракона ногами,
Я великий и славный Король на земле,
Поэтому Гермес назвал меня Господином лесов".
Лес, как и лабиринт, как и океан или море, являются здесь символами бессознательной психики. Король же, называемый химическим, есть Философский камень, Lapis philosophorum.
Обращаясь к алхимической символике, к мифологии, нетрудно заметить, что алхимический процесс далеко не является чем-то простым и легким. Наоборот, это очень трудный, очень тяжелый и очень опасный путь. Бесчисленные угрозы встречают путника на каждом шагу, многие битвы он должен выдержать и победить в них, подобно тому, как совершали свои подвиги Геракл и Тезей. Сражения со Львом и Драконом, темные лесные чащи и бурные моря ждут отважившегося, однако и награда прошедшему все велика.
Чем и как начинается алхимический труд? Описание его в различных притчах весьма схоже. Мы видим там почти один и тот же мотив, когда в один момент человек достаточно неосознанно оказывается вдруг на неизвестной тропе и вернуться назад уже не может, ему остается лишь одно - идти вперед. В психологическом смысле это означает, что процесс начинается спонтанно, неосознанно для самого человека и обратить его вспять он уже не в силах, пренебрежение же им может привести к тяжелым последствиям. Причина его начала лежит в малоосознанной внутренней необходимости: что-то происходит в самой душе человека, когда он уже больше не может жить по-старому и необходимо что-то менять, и тогда начинается процесс внутренней трансформации, перерождения. Очевидно, что здесь должна быть какая-то связь и с природными циклами в психике человека (а следовательно и со взаимным расположением планет, т.е. астрологическими факторами). Понимание и осознание этих внутренних изменений приходит позже и тогда должна начаться сознательная работа над собой, над собственной персоной. Символически это та же битва на поле Курукшетра за право на Хастинапуру в Бхагавад-Гите.
В ходе алхимического труда от артифекса требовалось не только большое мужество и сила воли, но и огромное терпение. Алхимический девиз "Solves et coagula" показывает на то, что алхимик должен раз за разом растворять, уничтожать уже созданное им и создавать заново, добиваясь все большей чистоты и совершенства своего творения, т.е. своей души; такой процесс можно сравнить с выращиванием кристалла, совершенство формы которого зависит от количества примесей в растворе. Это отражено также в некоторых названиях труда: circulare, rota, которые помимо прочего здесь обозначают вращение, циркуляцию.
Мы уже упоминали выше Бхагавад-Гиту, теперь можно продолжить эту тему, с тем, чтобы указать на возможную аналогию между алхимией и йогой, состоящей из четырех направлений йогической практики: карма-йога, бхакти, джнана и раджа-йога, используемых для совершенствования человека, овладения им собственной психикой и развития скрытых в нем огромных способностей. В алхимии этим четырем ступеням йоги соответствуют стадии алхимического труда nigredo, albedo и rubedo, или соответственно: черное, белое и красное дело; здесь мы видим только три стадии, ибо как говорили средневековые алхимики: "Хотя мы имеем четыре стихии: земли, воды, воздуха и огня, основных цветов всего три: черный, белый и красный".
Вообще же мы можем по-разному делить труд, так раньше между черным и белым делом иногда различалась стадия зеленого дела - viriditas, а между белым и красным - желтого - citrinitas.
Упомянем здесь также, что помимо практического аспекта, называемого "operatio" opus alcymicum имел аспект теоретический - "theoria", под которой понималась т.н. герметическая* философия, служащая теоретической основой алхимических превращений.
II.
В этой работе мы будем рассматривать троичное деление труда на стадии. Итак, первая стадия алхимического труда носит название nigredo, "черное дело", соответствующее стихии Земли, символизируемое черным вороном и управляемое планетой Сатурн. Вся эта символика связана со смертью, т.к. этот этап заканчивается мистической смертью артифекса, символизирующей смерть личного эго. Это этап разложения, этап получения первоначальной материи (materia prima, massa confusa и т.д.). Умирая и разлагаясь, subjectum вновь возвращается к первобытно-чистому состоянию души, ничем не запятнанному. Это разрушение всех старых форм, старого Космоса и возврат к Хаосу, т.к. для того, чтобы создать что-то новое, более совершенное, необходимо сначала разрушить все отжившее, не удовлетворяющее новым внутренним требованиям, то, что уже ограничивает, причиняет страдания.
Момент начала труда всегда кризис, конфликт, и очень важно найти верное, конструктивное его решение. Кризис этот далеко не единственный, мы уже упоминали о циркуляции. Oчень важно правильно подойти к моменту кризиса, правильно вести себя, переживая его. Надо понять, что это еще не конец света, а естественный, закономерный процесс, идущий подобно смене панциря у рака. Он очень болезнен, однако страшным он становится только в нашем сознании, слишком слабом, чтобы терпеть боль. Эти кризисы должны быть выдержаны. Мифологически алхимик - это герой, сын бога, воин, кшатрий Арджуна, он должен победить, став для этого очень терпеливым и очень мужественным.
Nigredo - самая длинная и самая опасная стадия алхимического опуса, символически она длится 40 дней, физически же - около 7 лет. О ней говорят также, как о ядовитой стадии, т.к. изначальная материя, получаемая в ходе ее, очень ядовита. В мифологии это спуск героя в лабиринт и сражение с Драконом, находящимся в его центре. В мифе о Тезее это встреча с Минотавром, обозначаемым алхимически как Sol niger - "черное солнце", а психологически это низшее, животное эго человека, центр персоны, источник эгоизма, себялюбия, амбиций и иллюзий. Победа над ним, его смерть означают смерть личного я человека. Он перестает жить только для себя, своими животными страстями и эгоистичными стремлениями.
В другом аспекте это освобождение, извлечение на свет из подземного мира собственной души, начало познания человеком самого себя, начало осознания своей психики, своих движущих мотивов, достоинств и недостатков. Юнг называет этот этап встречей с тенью, ибо душа несет в себе в равной мере и светлые и темные элементы. Здесь подземный или подводный мир символизирует сферу бессознательного, в котором пребывает душа обыкновенного человека. Это сфера действия неразумных, иррациональных сил, подобных древним титанам, заточенным Зевсом в недра земли. В этот мир спускается герой, чтобы освободить и спасти страдающую там душу.
Это очень трудный психологически период также потому, что человек начинает осознавать в своей душе такие элементы, о которых он и не подозревал, он встречается со всем разрушительным, негативным, что спрятано в ней. Необходимо преодолеть, трансформировать эти элементы, не покориться, а самому овладеть ими, ассимилировать, интегрировать их. Проходя через это, человек начинает более реально воспринимать себя и окружающий его мир - эти изменения идут параллельно. Человек освобождается от иллюзий, преодолевая свою двойственность через первую стадию конъюнкции противоположностей, операцию, называемую также matrimonium corporale, "телесный брак".
Что значит это психологически, какие процессы происходят в психике человека? Мы имеем здесь дело с двумя противоположностями, двумя полюсами: черным и светлым. Черный полюс - это все наши недостатки, пороки, разрушительные тенденции, которые мы за собой не признаем, вытесняем из нашего сознания и, следовательно, не осознаем в себе. Светлый полюс - это совокупность наших сознательных представлений о себе. Эти два полюса равновесны и точно противоположны друг другу. Они взаимосвязаны, и чем более светел светлый, чем более он владеем сознанием, тем более темен темный, уходя все дальше в глубину подсознания, т.к. естественно, они испытывают взаимное отталкивание, будучи полярными.
Являясь неосознаваемым, черный полюс проецируется на внешний мир, и эти проекции "воплощаясь" или накладываясь на других людей, вызывают у нас негативные эмоциональные реакции на этих людей: раздражение, злость, гнев... из-за этого антагонизма между светлым и черным полюсами. Совершенно ясно, что причина такой реакции вовсе не в том, что человек, вызвавший ее, плох, а в нашей проекции. Это реакция нашего Я на то, что оно не признает за собой. Это иллюзорное восприятие мира и самого себя, т.к. каждый полюс, взятый отдельно и абсолютизированный, а именно это и происходит, есть иллюзия, и простая смена полюсов местами также ни к чему лучшему не ведет. Реальное восприятие целостно, в нем не существует полюсов, в нем они слиты, сплавлены воедино (Вспомним о unio mentalis). В таком "сплавлении", конъюнкции состоит задача черной стадии труда, другими словами - это возврат к реальности. Чтобы действительно быть в состоянии реально изменить что-то, необходимо в первую очередь реально воспринимать мир и себя в этом мире, без этого мы живем среди иллюзий, не зная о том. Т.о. психологически задача артифекса заключается здесь в наиболее полном осознании свойств своей личности, осознании личного бессознательного.
Практически алхимик работает над собой,пересоздавая себя. Каждый раз, испытывая раздражение поведением другого человека, он должен в первую очередь не спешить излить свой гнев на него и не искать причину своих эмоций в этом человеке, например: "Я зол на него, потому что он обманул меня, потому, что он поступил нечестно", или что-то в этом роде, а остановиться и спокойно сознательно разобраться: что же было причиной гнева в нем же самом, обратиться внутрь себя, своей души. Психологически это называется интроверсией, символически - это путешествие внутрь земли. Через эту операцию обращения внутрь и поиска причин своих реакций в самом себе мы соединяем два полюса наших представлений о себе и о других, о мире. Алхимически мы бросаем два противоположных элемента в атанор и сплавляем их там воедино. Слова Иисуса, ставшие пословицей очень подходят для характеристики этой стадии опуса: "Что ты замечаешь соринку в глазе брата твоего, а в своем бревна не видишь? Ты вынь бревно из своего глаза и тебе станет ясно, как вынуть соринку из глаза твоего брата".
Здесь, на этом этапе судьба становится нашим учителем, посылая нам испытания, в которых проявляются и раскрываются различные стороны нашего характера и становится ясным, что нам нужно менять в себе, в своей душе. В каком-то смысле алхимик сам вызывает свою судьбу, и она дает ему внешние условия, ситуации для проверки подлинности его стремлений, его внутренних сил. Наверное бывают и очень тяжелые испытания, однако здесь важно помнить, что в силу определенных законов, Судьба никогда не дает больше, чем человек сможет вынести, и потому задача человека в том, чтобы понять что от него требует жизнь, а затем найти и воспользоваться теми силами, теми возможностями, которые скрыты в нем самом, а для этого нужна и воля, и искреннее желание. В этом можно заметить определенную аналогию с Карма-йогой индусов, продолжающуюся в том, что человек учится здесь правильно действовать. И по мере того, как разлагаясь умирает в нем личное эго, его действия освобождаются от элементов его личности, т.е. в истоках, в причинах его поступков все меньше лежат какие-то личные интересы (которые он, возможно, сначала и не осознает). Алхимик учится действовать, исходя из своего внутреннего долга и принципов, принадлежащих не ограниченной персоне, а другим, более высоким планам его существа, учится проводить эти принципы в жизнь.
Мы уже говорили, что это очень трудный этап, сопровождающийся множеством кризисов, когда человек делает далеко не радостные открытия о себе самом, и важно не сдаться и идти вперед, а для этого нужно то, ради чего проходится весь этот путь, ведь если начало труда мало зависит от сознательных намерений человека, то в дальнейшем сознательное стремление идти дальше и осознание цели этого пути имеет решающее значение для успешности труда. И ведут алхимика вперед по этому пути далеко не личные интересы - можно с уверенностью сказать, что в персоне человека нет того, ради чего стоило бы сделать хотя бы один шаг вперед и вверх. То, что указывает путь - Идеал - подобно звездам, сияющим в ночном мраке, это становится ясным, если вспомнить один из символов Нового Акрополя.
Занятие алхимика на этом этапе есть своего рода психостазия, когда человек, работая над собой, взвешивает все хорошие и дурные стороны своего характера, разбирая каждое конкретное событие истекшего дня и свои поступки, стремясь честно оценить их с тем, чтобы понять их причины и избежать ошибок в дальнейшем. Этот период активного обучения у жизни и, что очень важно, у самого себя, у скрытого внутри собственной души Учителя, хотя по сути и то, и другое есть одно.
Еще одна важная операция, используемая здесь - separatio, "отделение". Артифекс должен научиться отличать зерна от плевел, помня, что взойдет именно то, что он посеял. Познавая прежде бессознательные структуры своей психики, он начинает осознавать мотивы своих действий и т.о. получает возможность их контролировать, управлять ими. И поэтому он, разделяя в сознании мотивы, достойные и недостойные, реализует в своем поведении лишь те, которые считает нужными (мы уже говорили о Карма-йоге). Тут многое зависит от силы воли человека, его способности противостоять возникающим искушениям и преодолевать их. Конечно, не всегда алхимика ждет в этом победа, однако не стоит драматизировать такие ситуации, т.к. никакие усилия не пропадают даром, если человек действительно имел искреннее стремление преодолеть соблазн.
В ходе этого процесса поведение человека становится все более сознательным, и, соответственно, он начинает действительно отвечать за свои поступки, хотя бы перед самим собой.
На этом мы закончим рассмотрение первой стадии алхимического труда и перейдем ко второй стадии, обозначаемой albedo, "белое дело", связываемое со стихией воды и покровительствуемое Луною. Психологически это продолжение процесса осознания своей психики, все большее расширение сферы сознания, соединение двух половин души - мужской и женской, заключение, символически, брака между ними. В другом смысле символически - это союз между Духом и душой, Иерогамия, заключение Божественного брака.
Изначально Душа человека целостна, в ней потенциально заключены как мужские, так и женские качества. Однако, в течение жизни одни качества получают большее развитие, другие - меньшее, а некоторые подавляются как нежелательные. И т.о., наша сознательная психика однопола, она выражает преимущественно качества одного из полов - мужского или женского. Качества и функции, проявляющиеся сознательно, получают наибольшее выражение, т.к. человек сам сознательно развивает их, в то же время те, которые не осознаются, развиваются очень и очень слабо, оставаясь на инфантильном уровне. Это не значит, однако, что они никак не влияют на поведение человека, т.к. оно далеко не всегда так сознательно, как можно предположить. Во многих ситуациях в нем проявляются именно эти неосознанные, неразвитые качества (создавая об этом человеке впечатление, как о неразвитой инфантильной личности). Эти качества могут проявляться в реакциях человека на те или иные события или в его предпочтениях, в выборе друзей и в отношениях полов, через механизм проекции, который мы уже упоминали.
Таким образом, в сознании различные качества или функции представлены очень неравномерно, с чрезмерным развитием одних (например, интеллекта у мужчин) и неразвитостью других (соответственно, чувственной сферы), слабо контролируемых сознательно. Исходя из этого, задача алхимика состоит в осознании этой скрытой "дополнительной части" души и формировании т.н. "сферического" сознания, в котором все психические функции представлены равномерно. В определенном смысле это создание андрогина - существа, сочетающего в себе в равной мере мужские и женские качества, и являющего собою изначальную цельность души.
В глубинной психологии К.Г.Юнга здесь идет речь о встрече с Анимой (у мужчин) и Анимусом (у женщин). Можно предположить т.о., что (в основном) для мужчин необходимо сознательное развитие эмоционально-чувственной сферы и интуиции, а для женщин - развитие интеллектуальной сферы и воли. Здесь мы затронем более отношения с Анимой (за примером же инфантильного Анимуса можно обратиться к рассказу А.П.Чехова "Душечка").
Первым образом Анимы для мужчины обычно выступает его мать, проявляющая по отношению к своему сыну такие качества, как заботливость, ласку, защиту от трудностей и ударов жизни. Она является своего рода психологическим чревом, в котором живет ребенок после своего физического рождения. До определенного момента это вполне нормально, однако, затянувшись, такое состояние начинает мешать естественному развитию психики. Ребенок может очень сильно развиваться интеллектуально, быть вундеркиндом, но его воля и чувства, будучи совершенно не развиты, остаются в инфантильном состоянии. Т.о. это будет инфантильный легкомысленный молодой человек, неспособный к самостоятельной жизни. Можно предположить, что в соответствии с характеристиками своей анимы его более будут привлекать люди, могущие заменить ему мать, т.е. создать ему мягкую, теплую, питательную среду, защищающую от агрессии внешнего мира и выступающие направляющим, организующим началом его собственной жизни. А в отношении к окружающим будут проявляться слабоволие, легкомыслие и безответственность. Конечно же то, что здесь описано, крайний случай, однако он дает хороший, достаточно выпуклый пример.
Человеку необходимо освободиться от этого "монстра материнского начала", через осознанное развитие соответствующих функций и качеств, особенно таких, как чувства и воля. Это освобождение, символизируемое рождением героя, есть, действительно, своего рода второе, психологическое рождение человека, достижение им автономности.
Эта стадия труда отражена в мифологии, например, в русских сказках Богатырь убивает Змея Горыныча и освобождает из плена Девицу, похищенную и запертую Змеем в пещере. А в Древней Греции Тезей, победивший Минотавра, выходит по нити Ариадны из Лабиринта. В христианстве стадию белого дела можно связать с Иоанном Крестителем и водным крещением в Иордане. Крещение Иоанна также указывает на другой смысл этой стадии - очищение. Душа, извлеченная из глубин подземного мира, еще несет в себе его элементы, хтонические, разрушительные, она загрязнена и нуждается в очищении, ректификации. Т.о. это возвращение героя из подземного мира обратно в мир светлый и солнечный.
Другой очень важный аспект этой стадии труда состоит в Любовном соединении Духа и души человека hierosgamos, заключении Божественного брака между ними, называемого также matrimonium coeleste "небесный брак". Здесь душа человека все глубже проникается Духом, высшим, божественным принципом человека. В определенном смысле она становится преданной ему, воплощая в себе его принципы, проводя через себя, воплощая в себе свой Идеал. Именно поэтому соответствующее направление в Йоге называется йога любви, йога преданности, - Бхакти-йога.
Достижение целостности требует одновременного и равномерного развития мужского и женского принципов. С одной стороны, это активный принцип воли, принцип действия, воплощения, с другой стороны, это пассивный принцип чувствования, интуиции, сопереживания. Развитие силы воли позволяет преодолевать препятствия, воплощать мечты в жизнь, дает возможность управлять собой и реально изменять мир. Развитие интуиции, чувств, дает способность глубокого понимания людей, улавливание тончайших движений души другого человека, в другом смысле развитие этого принципа связано с высотою Мечты, Идеала, ощущаемого, воспринимаемого душой, со способностью к его тонкому чувствованию, различению.
Окончание белой стадии труда есть завершение т.н. opus minor, "малого дела". Мы получаем здесь белый камень, способный превращать металлы в серебро. На следующей, "красной" стадии Великого Делания алхимиков - opus magnum мы получаем красный или истинный Философский камень, когда артифекс становится Королем, получая огромное могущество и власть, и в первую очередь над самим собой. Можно добавить, что к труду алхимиков существует ключ VITRIOL, латинская аббревиатура, переводящаяся как "посещением внутренности земли, через очищение найдете скрытый камень".
Важной особенностью прохождения алхимического процесса является параллельность его стадий, т.е. между ними нет жесткой последовательности, такой, что белое дело начинается только после окончания черного, а красное - только после белого. Все три стадии идут совместно, однако с разной выраженностью в разное время, так сначала акцентируется черное дело, затем - белое и т.д.
Т.о. здесь мы попытались рассмотреть в самых общих чертах некоторые психические процессы, происходящие в ходе алхимического труда. Дальнейшее изучение искусства алхимии может проходить в направлении исследования мифологии и символики в связи с алхимией, и в направлении исследования принципов индивидуации, т.е. психологических процессов в ходе этого труда. Однако, эти два направления должны синтетически сочетаться в одно целое.
{odnaknopka}