Секреты алхимической символики
При изучении алхимических символов самое важное - это научится извлекать из алхимических рисунков максимум нужной информации. Это не всегда просто, но если знать, как не допустить при этом элементарных ошибок, то можно значительно облегчить себе работу.
Символика
Если обратится к истории то в античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной или профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях. Кроме этого символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары – навощенные дощечки, на которых писали военные приказы.
Но все это было раньше, а в наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение или выражение чего-либо. Начиная от абстрактных идей и заканчивая тривиальными вещами.
У символа есть ряд функций, из которых при изучении алхимии особо следует выделить две:
1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.
2 Символ - средство познания и передачи знания, а так же - Путь Истины.
Бытие символа распространяется в трех планах:
1 Символ - знак
2 Символ – образ
3 Символ - явление Вечности
Здесь кроется тема многочисленных споров. Как отличить символ от знака и аллегории? Ведь символика – это фактически система знаков или образных конструкций, наделенных бесчисленным количеством смысловых оттенков. Для того чтобы это понять рассмотрим по порядку что же такое знак, аллегория и символ, а так же чем они отличаются друг от друга.
Знак
Знак (рис. 1) – изображение (в данном случае это определение относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным (рис. 1 - 2 и 3).
Вот рисунки пяти специальных знаков используемых алхимиками для обозначения лабораторного оборудования:
Рис. 1
1 Алембик
2 Реторта
3 Приемник
4 Водяная баня
5 Паровая баня
Аллегория
Аллегория (рис. 2) – своего рода понятие картинка, понятие, выраженное не словом, а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.
Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи. Т.е. аллегория простая транскрипция мысли или задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличие от аллегории многозначен и может быть истолкован различно. На что при всем этом следует обращать внимание:
Рис. 2
На рис. 2 слева (1) классическое аллегорическое изображение смерти – скелет в саване держит в руках косу. Справа тоже изображение скелета (2). Оба эти рисунка похожи тем, что их главный персонаж - скелет. И оба эти рисунка – аллегории. Узнать в рисунке (1) изображение смерти несложно, а вот понять алхимическую аллегорию (2) может только тот, кто знаком с алхимией и знает что алхимики «скелетом» вещества называли то, что остается от него после обжига (смерти вещества в огне) - зола, пепел.
Символ
Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.
Для понимания алхимического символа всегда необходима погруженность в отраженную символом реальность, которую необходимо пережить, для того чтобы понять. Неприятие того, что алхимический символ отражает как объективную реальность, так и сверхчувственную, часто приводит к тому, что символы в алхимии трактуются в чисто мистическом смысле, либо как грубое описание химических процессов. Это неправильно - алхимический символ представляет собой уникальную, живую реальность способную превращаться внутри себя и не сводимую исключительно только к мистике или химии…
Существует четыре основных вида символов:
1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет.
2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины.
3 Третий вид символов более сложен поскольку изображается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм.
4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов. Обычно это символическая картина (рис. 3):
Рис. 3
Рисунок слева из «Museum hermeticum», справа из книги Михаэля Майера «Tripus aureus».
Комментарий к гравюре:
«Из книги: Алхимический музей (Museum hermeticum). Атанор алхимиков. – Внизу песчаная баня, на ней башня с куполом, а внутри яйцо алхимиков с символом вещества (драконом в ступе). В первой строке внизу лев и орел символизируют твердость и летучесть, а змея - женское вещество. В остальных строках: дракон символ мужского видоизменения вещества; ворон, лебедь, павлин и феникс, символы черного, белого, радужного и красного цветов вещества».
Морозов В.Н. В поисках философского камня
Принципы
При «дешифровке» любого алхимического рисунка, следует руководствоваться несколькими правилами. Они довольно просты, но с их помощью узнать скрытый смысл алхимических символов значительно легче. Поэтому пренебрегать ими не стоит.
Первое что следует сделать – это «познакомится» с тем алхимическим рисунком, который стал объектом исследования. Для этого нужно в течение нескольких минут просто рассматривать картинку, не акцентируя внимание на ее отдельных деталях. Такое «предварительное знакомство» бывает очень полезно.
Следующий шаг - выделение наиболее важных фрагментов рисунка - его основных элементов:
Рис. 4
У гравюры взятой в качестве примера (рис. 4) их всего девять: атанор (1), лев, орел, змея (2), дракон, ворон, павлин (3), лебедь и феникс (4). Основные элементы рисунка могут быть как простыми (состоять из одного символа: лев, орел и т.д.), так и сложными (атанор). И здесь может возникнуть некоторая путаница. Главное при анализе не увлечься и не разделить сложный основной элемент рисунка еще на несколько.
В изображении атанора (алхимической печи) несложно выделить следующие элементы. Сам атанор (7), колбу («философское яйцо» - 9) на песчаной бане и змею (8) в колбе. Это действительно основные элементы, но только изображения атанора (фрагмента), а не всего рисунка. Точно такую же ошибку нельзя делать и с простыми символами, которые тоже могут состоять из нескольких «частей». Например, изображение льва (лев – 6 и корона – 5).
Еще один важный момент. При серьезном изучении алхимического символа нудно уделять внимание следующему. Алхимики не релко используют символы из работ своих коллег и довольно часто при этом вносят в символы «прототипы» некоторые изменения. Это нужно обязательно учитывать.
Первые два рисунка (слева на право) «принадлежат» Василию Валентину третий из «Museum hermeticum». Теперь можно начинать изучение полученных при анализе основных элементов рисунка. И здесь для экономии времени и сил, нужно сразу определить в каких из них присутствует скрытый смысл, а где его просто нет. Это важно. Посмотрим, как это нужно делать на следующем примере.
Для передачи некоторых важных технических подробностей алхимики часто не только описывали словами, но и рисовали лабораторное оборудование (печи, жаровни, колбы, реторты, воронки, перегонные кубы и т.д.), а так же способы его применения. Вот несколько рисунков алхимических печей:
Рис. 5
Печи для кальцинации (рис. 5 - 1) и дистилляции (рис. 5 - 2). Искать в таких рисунках скрытый смысл и алхимические аллегории занятие бесполезное. Именно поэтому важно научится отличать просто рисунки лабораторного оборудования от алхимической символики. Это необходимо, поскольку алхимики очень часто применяют следующий прием. Рисунок более-менее точно передает вешний вид и устройство лабораторного оборудования, а вещества и происходящие с ним процессы изображены символически, как на гравюре выбранной в качестве примера. Змея (в комментарии к рисунку названа «драконом в ступе») - не что иное, как символическое изображение вещества проходящего все стадии Делания. Для того чтобы было более понятно, сравним два следующих рисунка алхимических печей (рис. 6):
Рис. 6
И вот здесь хорошо прослеживается важнейшее свойство алхимического символа. Алхимический символ требует интерпретации, но если его нет на левом рисунке, то и интерпретировать нечего несмотря даже на то, что изображения атаноров очень похожи. Казалось бы, просто мелкая деталь (змея в колбе) а в алхимии имеет огромное значение.
При этом не нужно забывать, что некоторое лабораторное оборудование так же может быть изображено символически:
Рис. 7
Это «пеликан» - алхимический сосуд для круговой перегонки (циркуляции). На рисунке (рис. 7) хорошо видно, почему он назван именно пеликаном.
Еще один способ сэкономить время и силы – это сразу определить, какие элементы рисунка являются символами, а какие аллегорией. Это не очень сложно.
Классический пример алхимической аллегории – обозначение цветов Делания с помощью птиц. В процессе Работы вещество в «Философском Яйце» много раз меняет свой цвет. Из них только четыре цвета появляются один за другим в неизменном порядке, что служит указанием на то, что процесс идет правильно. Их обозначают разными способами, но один из них такой:
• Черный – ворон
• Белый – лебедь
• Смена цветов похожая на цвета радуги называется «хвост павлина»
• Красный - феникс
Все, как и в основном примере (рис. 3). Как было сказано выше, аллегория не допускает двоякого толкования. Изображение ворона обозначает только стадию Делания и ничего больше. При этом нужно учесть, что символически можно рассматривать «черную» стадию Делания – нигредо, но никак не значок для ее обозначения. Все это необходимо учитывать. Теперь можно приступить к самой сложной части – интерпретации алхимических символов.
Интерпретировать символ гораздо легче когда есть возможность ознакомится с алхимическим текстом содержащим к нему комментарий. Либо с комментариями к данному символу других алхимиков. В любом случае стоит их поискать. После чего можно воспользоваться следующей схемой:
5 правил анализа алхимического символа
• Правило 1 - вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.
• Правило 2 - если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.
• Правило 3 - разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.
• Правило 4 - выделить главную идею сюжета.
• Правило 5 - истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.
{odnaknopka}