Шумер

ШумерБлагодаря необычной форме, в которой культура Шумера преломилась и распространилась в Вавилонской империи, пришедшей ей на смену, — она изменила лишь некоторые названия, а основные понятия сохранила без искажений, — нам легче изучать символизм Шумера по вавилонским источникам. Таким образом, мы видим теологический комплекс, основной фундамент которого оставался неизменным в течение многих веков.

Считается, что шумеры, или «черноголовые», заселили низовья Месопотамии (придя неизвестно откуда) около 4000 лет до н.э. и уже тогда там существовали укрепленные города, и их жители исповедовали аграрную (в чистом виде) религию, в которой выделялся главный Бог-Пастух и Богиня-Мать, порождающая жизнь, символизирующая плодородие.

Постепенно Богиня-Мать и Бог-Пастух образовали божественную пару, выражением которой стали Думузи как Бог-Пастух и Инанна как богиня Жизни. Поэтому глиняные статуэтки шумерской Богини-Матери, богини Плодородия изображают ее обычно с ребенком на руках. На голове богини изображалась змея, символизировавшая Землю. Позднее змея была дополнена символом соединения Земли и Неба; так появилась Инанна с головой птицы.

Культ двойного плодородия (бога и богини, соединявшихся в иерогамии, или священном браке) торжественно отправлялся в древних храмах, возвышавшихся на насыпях. В более поздние времена эти храмы дали начало зиккуратам, в которых могло быть разное количество спиралеобразных этажей, но основание всегда оставалось квадратным. Наиболее упрощенные версии объясняют, что этот примитивный народ поднимал свои храмы на насыпи, чтобы уберечь их от сильных, периодически повторявшихся наводнений. Не отрицая такой возможности, тем не менее зададимся вопросом: зачем понадобилось добиваться столь высокой геометрической точности, если единственной функцией этих строений была защита от разрушительной силы воды? Так же как в египетских пирамидах, квадратное основание зиккуратов символически связано с Землей, а спираль, поднимаясь ввысь и становясь все тоньше, уходит в небесный мир, находящийся выше влияния божественного поклонения.

Согласно космогонии шумеров, жизнь произошла из Вод Первоначального Океана (Энки), чей сын Думузи — божество плодородия — непосредственно связан с проявленным миром. Однако его рождение из Воды никогда не забывалось, так же как никогда не прекращалась традиция почитания Вод. Как утверждает Берос (III век), искусствам и разным видам работ народы Месопотамии обучала особенная раса мудрецов, которых называли людьми-рыбами. Они вышли из моря, а возглавлял их Оанн, чье имя сходно с именем библейского Иоанна.

Много позже возникла дуальность Вода — Земля. Когда процесс Сотворения был завершен, древние, изначальные водные божества, участвовавшие в нем, удалились на самые высокие горы, уступив свое место младшим божествам, которые должны были заботиться о людях и земле.

Думузи, сын Изначального Океана, стал среди людей божественным царем. Символизм его связан с аграрным культом, и, подобно египетскому Озирису, Думузи умирает, когда собран урожай. Именно дерево является одним из символов Думузи. Он был богом доброты, который своим собственным примером и своими собственными страданиями указал людям путь преодоления уз материи. Он был столь популярен, что, превратившись в Бога-царя, под разными именами почитался в то время почти во всех городах.

Его природа царя, хотя и божественного, придала новые характеристики царям земным, укрепив человеческую власть. Также это нашло отражение в политическом устройстве Месопотамии, где царь был в то же время и жрецом, а храмы — центром всей городской жизни.

Шумерский язык очень сложен, и его трудно отнести к какой-либо из известных языковых семей; еще в очень древние времена шумеры заменили пиктографическую систему письма, состоявшую из 463 различных знаков, фонетической системой (звуки передавались с помощью линий, точек и клиновидных черточек), называемой клинописью. Вплоть до эпохи христианства этот язык сохранялся и выполнял функцию священного языка, а в повседневной жизни использовались только семитские языки, появившиеся позже. Известны искусно выполненные шумерские цилиндрические печати с выгравированными на них письменными знаками.

Шумерам удалось создать союз городов-государств со столицей в Лагаше. На севере границей союза служил Ниппур, на юге — Эреду, кроме них в союз входили города Ларса, Ур, Эрек (или Урук). Долгое время эти города соперничали друг с другом, и в разное время то один, то другой становился во главе союза.

Приблизительно в XXV веке до н.э. великий завоеватель Саргон Древний, правивший в Аккаде на севере Месопотамии, со своим народом, семитами, захватил все союзные города и объединил их в единую империю. Однако способные и практичные аккадцы признали культурное превосходство шумеров и переняли их общественное устройство, их язык и религию и не стали также истреблять их самих.

Владычество Аккада было недолгим, век спустя эта область снова перешла к шумерам, в истории которых начался период нового расцвета, при царе Гудеа из Лагаша.

В это время начал расти Вавилон, небольшой город, который достиг необычайного расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) и даже стал столицей Вавилонской империи. Но Вавилон подвергся нашествию касситов, которые, вытесненные индоевропейцами, ушли из Луристана, где жили прежде. Касситов, в свою очередь, вытеснили другие северные семитские народы — ассирийцы, чей главный бог Ашшур дал имя столице государства.

На протяжение нескольких веков Ашшур и Вавилон ожесточенно сражались за господство в Месопотамии. В конце VIII века до н.э. ассирийцы наконец победили и создали сильную империю, в которой главным культом стал культ войны. Ассирийцы также довольно разумно приспособились к культурно-религиозным традициям своих предшественников — шумеро-аккадцев. Столица Ассирии была перенесена в Ниневию, в библиотеке которой были собраны все сокровища древней мудрости.

В результате новых войн в 612 году до н.э. Ассирийское царство снова захватили вавилоняне и медосы. Далее следует период существования Нововавилонского царства, достигшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 гг. до н.э.), а после Вавилон попал в зависимость от Персо-Ахеменидского царства.

Многовековая борьба, переход власти от одного города к другому, от одного царства к другому все же не ослабили необычайного религиозного единства, проявившегося в сходстве символов, которые проходят через всю историю Месопотамии, от ее начала до конца.

Таким образом, говорить об ассиро-вавилонской религии значит говорить о точке наивысшего расцвета всего символизма Месопотамии — начиная с того, что было впитано из прошлого, заканчивая тем, что было перенесено в будущее.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: