Трубящие ангелы надежды
Образ трубящего ангела — непременная часть любого изображения Страшного суда, то есть символ грядущего наказания за все наши прегрешения, — так обычно считается. Однако есть в мировой культуре несколько изображений этого грозного символа, которые несут совсем иное послание — послание света, любви, радостного удивления перед грядущим.
Ангел кисти Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира — одно из немногих, кажется, доподлинных произведений великого мастера. Сам собор был поставлен ещё в конце XII века; во время Батыева нашествия XIII века страшно пострадал, горел. Только в 1408 году нашлись силы для его восстановления. Для росписи призвали из московского Андроникова монастыря весьма уважаемых мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва. Они и создали фрески, частично сохранившиеся до наших дней. От работы Рублёва осталось в западной части собора изображение Страшного суда — апостолы и ангелы, праведники, идущие в рай, два трубящих ангела, возвещающих о приближении Суда для всех живущих и умерших.
Полустёртые фигуры лучше видны при ярком освещении, которое в храме бывает редко. Но всё равно можно различить и необычный разворот тела (можно ли так сказать об ангеле?), и изящный наклон головы, и тонкие черты лица. И полуулыбку — как будто они видят то, что неведомо больше никому, и это будущее для них исполнено света, нездешнего, радостного...
В европейской традиции событие, о котором возвещают трубящие ангелы, называется Последний суд. Не Страшный. Что-то меняется в понимании, но холодок тревоги, страха, раскаяния остаётся.
В городе Страсбурге, столице объединённой Европы, стоит знаменитый готический собор, который начали строить ещё в 1015 году. С ним связано множество легенд. Одна из них гласит, что, когда пришла пора строить, вернее, восстанавливать собор, пострадавший за века существования, горожане рассчитывали перестроить его так, как они умели, как было принято, — то есть в романском стиле. Но в город пришёл некий мастер из Шартра, известного своим собором, и научил их строить по-новому — строить готику. А ещё создал две скульптуры и колонну с ангелами... Из всех скульптурных изображений, украшающих колонну, взгляд приковывают именно ангелы. Их четыре, непохожих и единых — единых всё той же улыбкой, тем же изяществом, общим ощущением радости, нездешности, возвышенности духа...
О чём возвещают нам ангелы, даже если мы мало знаем о Последнем, Страшном суде? Они зовут — встать и пойти, решиться на то, чего ты раньше боялся, не веря в свои силы. Они улыбаются, потому что знают, что с нами никогда не случится ничего страшного — по-настоящему страшного, а не с нашей, человеческой точки зрения. А им видней!