Сакральное пространство храма: Корабль, плывущий к Свету
Строя храм, древние мастера создавали священное пространство, в котором происходит встреча человека с божественным.
В сознании человека самое важное всегда ассоциировалось с красивым, высоким – идеалом, на который нужно ориентироваться и равняться. И древние зодчие умели выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. Так, во Владимире Успенский собор возвышается на крутом, неприступном берегу Клязьмы; Святая София Новгородская - на берегу Волхова, на самом высоком холме, за стенами Новгородского кремля. Храм господствовал над пейзажем, но не противостоял ему. Он был завершающим штрихом творения природы. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный холмами, церкви вошли как вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий природы. Именно такой стала церковь Покрова на Нерли. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уплывающим вдаль по безбрежным волнам времени, с лучистой безмолвной звездой, уходящей в бесконечность мироздания.
По своему внешнему виду храм значительно отличается от прочих зданий. Старинные зодчие строили больше руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, – буквально вручную возводили здание, поэтому не было и двух одинаковых церквей. Но основным типом храмов в древнерусской традиции был крестово-купольный.
В основании он устраивался в форме креста. Часто храм строился в виде продолговатого корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к Свету. Иногда храм создавался в форме восьмиугольника, подобно путеводной звезде. Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо, бесконечность пространства. Храм всегда ориентирован алтарем на восток, на первый луч восходящего солнца.
Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, средняя часть храма (наос) и притвор (нартекс).
Как и в любом священном пространстве, в храме есть центр, границы, ворота. Для приходящего в церковь она является областью иного пространства, нежели улица, на которой она находится, и весь остальной мир. Порог, разделяющий два пространства, указывает на разницу между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то место, где они сообщаются, где мир обыденного может перейти в мир священного. Но в храм нельзя войти сразу, без подготовки. Перед входом в храм всегда останавливались – троекратно крестились, клали земной поклон, тем самым очищаясь от всех обыденных проблем, настраивая душу на восприятие непознанного, божественного и отдачу всего лучшего, ценного, что хранится в собственном сердце. Проходя через границу и ворота, с запада – области мрака, зла, невежества человек шел на восток, навстречу солнцу, свету, и приближался к центру храма – алтарю. Алтарь устраивался на возвышении – символической «горе»; самом близком к небу месте. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник. Здесь приносится символическая жертва, через которую человек приобщается к священному, божественному. Через алтарь проходят и горизонтальная, и вертикальная оси храма. В храме все устремлено вверх - и столпы, поддерживающие свод, и пылающие свечи, и росписи стен, и голоса хора во время службы, и возвышение алтаря, и купол над ним, из которого льется свет. Человек невольно подчиняется этому высшему порядку, душа устремляется к свету. И возникает канал связи человека с Богом.
Но храм во все времена служил не только религиозным центром. В храме хранилось самое важное и ценное, что было у человека. В главном соборе города содержались даже городская казна, книги, драгоценные украшения. Купцы свои самые ценные товары хранили в храме. Часто храм был последним убежищем жителей, когда в город входили враги. В храме человек и сам отдавал частичку собственной души, учился небесной мудрости.
Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.