Три основы пути
Склоняюсь с благоговением перед превосходными досточтимыми ламами!
1. Разъясню, насколько сумею
Суть всех учений Победителя-Будды,
Путь, превозносимый Сыновьями Победителя,
Стезю для удачливых, стремящихся к Освобождению.
2. Не привязанные к усладам самсары,
Стремящиеся извлечь наилучшее из драгоценной жизни
И направляющие свой ум на путь, радующий Будд,
О удачливые, внимайте мне сердцем, исполненным радости.
3. Без чистого отречения невозможно усмирить
Безудержное влечение к океану самсарических удовольствий.
И раз сковывает существ одержимость самсарой,
Перво-наперво взрастите в себе отречение.
4. Размышляя, как трудно обрести драгоценное человеческое рождение,
И о скоротечности жизненного срока, преодолеешь соблазны этой жизни.
Думая снова и снова о неумолимой карме и ее плодах,
А также о неблагоприятной природе самсары,
Отвернешься от соблазнов будущих жизней.
5.Если при такой медитации желание самсарических удовольствий
Не проявляется ни на мгновенье,
А стремление к Освобождению присутствуют непрерывно, и днем, и ночью,
Значит, отречение зародилось в тебе.
6. И все же одно только отречение,
Без чистого намерения — Бодхичитты,
Не приведет к высшему блаженству непревзойденного Просветления.
И потому мудрый взращивает высшее намерение — Бодхичитту.
7. Уносимые потоками четырех мощных рек,
Накрепко скованные цепями кармы, что так нелегко разрубить,
Заключенные в стальную клетку цепляния за «я»,
Заблудившиеся в непроглядном мраке неведения,
8. [Существа] рождаются снова и снова в безграничной самсаре,
Попадая в непрерывный поток трех видов страданий…
Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями,
Породи высшее намерение — Бодхичитту.
9. И все же с одним отречением и Бодхичиттой,
Но без мудрости постижения высшей природы бытия,
Невозможно отсечь корень самсары.
А потому усердствуй в постижении взаимозависимого возникновения.
10. Тот, кто постиг нерушимость причинно-следственной связи,
Действенную для всех явлений в самсаре и вне ее пределов,
И полностью уничтожил ложное понимание [их независимого существования],
Вступил на путь, дарующий радость Буддам.
11. Пока два положения:
Нерушимое взаимозависимое возникновение относительных явлений
И пустота, [открывающая] необоснованность [любых] позиций.
Предстают пред умом как отдельные,
Ты еще не постиг намерения Будды.
12. Когда эти два постижения больше не сменяют друг друга, но приходят одновременно,
Тогда одно лишь понимание нерушимой [природы] взаимозависимого возникновения
Уничтожает восприятие [независимых] объектов познания.
В этот момент анализ [пустоты] полностью завершен.
13. Кроме того, [постижение] относительной природы явлений избавляет от крайности «бытия» (этернализма).
А [постижение] пустоты — от крайности «небытия» (нигилизма).
Когда видишь, что пустота проявляется как причина и следствие,
Более не впадаешь ни в одну, ни в другую крайность.
14. Когда ты правильно уяснил
Важнейшие моменты трех основ пути,
Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие
И быстро приди к высшей духовной цели.