Символ веры в буддизме
Текстом, аналогичным христианскому Символу веры, можно назвать небольшой текст, называемый «Правило исповедания веры» (монг. итгэл явуулхын ёс; тиб. skyabs 'gro sems bkyed — «Принятие Прибежища и зарождение бодхичитты»), принятый в распространённой тибето-монгольской школе гелуг, и ежедневно читаемый в начале практически каждого из регулярных хуралов. Текст состоит в основном из цитат классических индийских сочинений буддизма Махаяны, а также текстов принятия обетов мирянина и бодхисаттвы.
В других школах тибетского буддизма существуют аналогичные тексты.
И́тгэл — «символ веры» в школе гелуг тибетского буддизма. Текст содержит основополагающие догматы буддизма Ваджраяны и чрезвычайно широко используется в культовой практике школы гелуг вплоть до настоящего времени. Один из немногих текстов, знание которых наизусть вменялось в обязанность каждому верующему гелугпинцу в Тибете и Монголии.
Структура текста
Авторство текста доподлинно неизвестно. Текст представляет собой компиляцию из текстов принятия буддийского прибежища, обетов бодхисаттвы, цитат из трудов буддийских философов и сокращённый ритуал призывания Будды и подношения мандалы. «Если мы станем по частям разбирать эту молитву, то уже в ней самой найдём все… части рапсалов: здесь есть исповедание веры, есть хвала, есть прошение, есть благожелание».
Принятие прибежища
Прибегаем к превосходным сиятельным Учителям; добрейшему Коренному Учителю и линии преемственности, которые являются природой достоинств и деяний тела, речи и ума всех Татхагат десяти сторон света и трёх времён, источнику восьмидесяти четырёх тысяч сводов учений, полновластным повелителям всех святых сангх.
К Учителю прибегаю. К Будде прибегаю.
К Дхарме прибегаю. К Сангхе прибегаю.
Прибегаю под защиту сонмов божеств мандалы идама вместе с его окружением.
Прибегаю к превосходным сиятельным Защитникам и Покровителям, хранящим Учение, обладающим оком изначального знания
Вплоть до самого Пробуждения прибегаю
К Будде, Учению и Высшему собранию.
Пускай даянием и другими парамитами
Я стану буддой на благо всем скитальцам!
Принятие обетов бодхисаттвы
Я прибегаю к Трём Драгоценностям.
В каждом из всех проступков каюсь.
Сорадуюсь добродетели существ.
Держусь умом Будда-Бодхи.
Вплоть до самого Пробуждения прибегаю
К Будде, Учению и Высшему собранию,
На благо себе и другим
Ум Пробуждения в себе зарождаю.
Взрастив непревзойдённую бодхичитту,
Обо всех существах буду заботиться,
Следовать великолепному пути бодхисаттв.
Да стану я буддой на благо всем скитальцам!
Зарождение «четырёх безмерных»:
Да обретут все существа блаженство и причины блаженства!
Да избавятся все существа от страданий и причин страданий!
Да не расстаются все существа с блаженством, в котором нет страданий!
Да пребудут все существа в великой равностности, без привязанности к «своим» и неприязни к «чужим»!