Счастье
Счастье — это состояние, которого стремится достичь каждое живое существо. Оно присуще жизни, являющейся непрерывным процессом движения изнутри наружу. Вся эволюция является процессом, направленным на максимальное раскрытие, высвобождение жизни.
Существует великолепный инструмент, совершенная форма проживания жизни — радость. Посмотрите на птиц и животных в свободном состоянии. Несмотря на их охоту друг на друга и случайную боль, жизнь их наполнена радостью, и эта радость длится до тех пор, пока в их среду не вторгается человек. Это он выходит стрелять и охотиться, сажает в клетки, мучает и грабит их тысячью и одним способом. Человек, даже умирающий мученической смертью или причиняющий боль самому себе, поступает так потому, что это доставляет ему удовольствие утверждения власти над собой. Он счастлив, и его счастье сильнее боли.
Радости эмоций и разума — радость творчества, эстетического восприятия, любви — выше радостей физической природы, но все это — разные типы опыта.
Согласно древней философии Индии, истинной природой жизни, или бытия, является блаженство. Жизнь, очевидно, является кинетической силой. Она — источник скрытой энергии, можно сказать, неограниченный запас потенциальности. Радость возникает тогда, когда течение энергии дает выход этой потенциальности. Когда появляются препятствия, возникают страдания и боль. Эти препятствия возникают или из-за формы, в которую заключается течение жизни, или из-за деформации, вызванной попыткой быть другим, а не самим собой.
Что создает эту форму или вызывает деформацию? В случае человека — это его разум. Как разум связан с жизнью? Разум присущ жизни. С точки зрения Теософии (Мудрости, присущей всему, что существует), там, где есть жизнь, есть осознание или сознание — спящее либо пробужденное, зачаточное либо развитое.
Там, где есть разум, есть дуальность: я и другие, внутреннее и внешнее, одна вещь и другая. Разум не довольствуется тем, что поток жизни течет по своему руслу, но ставит перед собой задачи, исходя из своего прежнего опыта, и пытается стать не тем, кем является. Он либо хочет следовать определенным привычкам, которые дают ему ощущение легкости и праздности (Тамаса, если использовать санскритский термин), или действует под влиянием определенных идей или желаний (также идущих из прошлого), в силу чего возникают деформации. В последнем случае речь идет об амбициозном или страстном человеке Раджаса.
Так или иначе, человеческий разум и жизнь обусловлены; в одном случае — привычкой мыслить и действовать определенным образом, а в другом — работой разума, производящего новые идеи и желания на основании прошлого опыта.
Что бы ни было в результате — застой или честолюбие, апатия или жгучее желание, — это отход от естественного процесса свободного и раскрепощенного выражения того, что есть внутри человека, и в этом заключается несчастье.
Выражение «поиски счастья» встречаются в популярной в Америке фразе: «жизнь, свобода и поиски счастья». Отметим, что в этой фразе собраны все три состояния, которые сливаются в одно, — жизнь, свобода, в которой нуждается жизнь, и счастье, которое берет начало внутри и не является просто реакцией удовольствия на внешнее возбуждение. Счастье присуще жизни, его не нужно преследовать или искать. Оно присуще свободному выражению жизни, которое для человека возможно только в том случае, если проявления и действия его природы и разума не обусловлены его собственным прошлым.
Недаром в древней индийской философии целью жизни и ее венцом считается Мокша, или абсолютная свобода. Это не только свобода от необходимости земной жизни и ее тягостей, свобода от Кармы, ограничений, связаных с собственным прошлым человека, но также свобода от ограничений, связанных с умением жить в подлинном смысле слова, то есть жить свободно, в полном соответствии со своей собственной природой. «Посмотри на лилии, что растут в поле; они не трудятся, они не прядут», хотя в них — изобилие жизни.
Проблема не в счастье, на которое каждый имеет право по рождению. Каждый считает, что имеет право на счастье. Он спрашивает только: почему существует боль, зачем она? Итак, проблема в страдании, как давным-давно сказал Будда. Печаль и страдание отрицают жизнь, поскольку ограничивают ее.
Каждый сам накладывает на себя это ограничение, то есть Карму, в силу собственного неведения. Он является пленником своих воспоминаний, страстно желая повторить былые удовольствия. Он ожидает их, возводит защитную стену, опасаясь потерь, и отгораживается от мира этой стеной.
Счастливый человек — тот, кто не является рабом своих желаний, чьи разум и сердце свободны от беспокойства о завтрашнем дне. Быть поглощенным желанием — значит не быть свободным человеком. Когда человек обеспокоен желанием, он не может быть счастлив. Удовлетворение желания приносит временное удовлетворение; затем наступает чувство опустошенности, которое человек со временем преодолевает; затем возникает новое желание, и весь процесс повторяется бесконечно. Истинное счастье — это опыт, не приводящий к подавленности; это опыт внутреннего расцвета, раскрытия.
Счастье переполняет человека, но не связано с личным Я. Оно не вызвано чем-то внешним. Это — состояние свободы, а не ощущение пустоты внутри себя. Это не избавление от монотонности; не удовольствие, даже острое, которое приходит из-за возбуждения физического или любого другого тела. Истинное счастье отлично от состояния, в котором человек отключен от остального мира и безразличен к нему, как это бывает, когда он находится под воздействием алкоголя или наркотиков. Состояние высшего счастья таково, что сознание в нем всеохватывающе, свободно, как воздух, и может вместить весь мир: отождествить себя одновременно с любым движением — с летящей птицей, трепещущим листом, с улыбкой и слезами другого человека. Человек, сконцентрировавшийся на удовлетворении своего вожделения, не может думать ни о чем другом. Страстное желание удовольствия, которым является вожделение, может разрушить человеческие качества — будь то в индивидууме или в мире в целом.
Я упомянул также свободу от беспокойства о завтрашнем дне. Это не означает, что человек не должен планировать свою жизнь и жить разумно. Но он должен обладать той внутренней бодростью духа — назовем ее храбростью — которая позволяет принимать любые трудности, и это даст ему возможность жить спокойно, ощущать себя свободным человеком в истинном значении этого слова.
Даже если этого нет, мы можем в какой-то мере быть счастливы, принимая жизнь легко и по-философски. Несчастье обусловлено нашим неумением принимать жизненные трудности. Хороший игрок в крикет может послать мяч к цели, не нанося сильный удар, а лишь слегка задев мяч битой — удар будет скользящим. Если кто-либо делает нам неприятное замечание, мы можем либо принять его легко (что мы и сделаем, если в нас не слишком много того, что в санскрите называется Ахамкара, чувство собственной важности), либо позволить, чтобы это замечание задело наши чувства, усугубило их и превратило в узел, который не так легко распутать.
Тот, кто бескорыстно стремится сделать счастливыми других, делает счастливым и себя. Отдавая, мы становимся все более радостными, принимая — с каждым разом ощущаем все меньше удовольствия. Собственность не является мерой человеческого счастья. Бывает, что лучше спится на земле, чем на пуховой перине. Говорят, что Бог распределил Свои дары очень неравномерно; но гораздо равномернее Он наделил каждого из Своих детей долей счастья.
Свобода от желаний, если она достижима, является ключом к секрету счастья. Этот секрет кроется в самом человеке и нигде больше, даже не в Боге, так как то, что мы обычно называем Богом, является не Реальностью, а лишь проекцией нашего собственного ума. Секрет состоит в том, чтобы быть самим собой, а не становиться тем или другим, как того хочет наш амбициозный ум. В Природе существует процесс становления, и он касается форм. Бытие, в свою очередь, касается самой жизни в ее сущности и чистоте. Когда мы хотим стать кем-то, а не собой, хотим достичь, добиться, испытать, мы ставим перед собой цели, которые находятся вне нас. Отсюда борьба, конфликт, отказ от счастья, находящегося внутри нас самих. Желать — значит стремиться к чему-то внешнему. Прекращение желания благодаря пониманию его природы есть отход от Не-Я и осознание Я (Самости). В этом и состоит высшее счастье. В одной из Упанишад есть замечательный отрывок, в котором сравнивается счастье смертных, Дэвов и других существ. Высшее счастье, согласно этому отрывку, есть счастье человека, который постиг сущность Брахмана, Истину во всех вещах и внутри себя и не охвачен более желанием.
Существовать без желаний, направленных на себя, означает любить всех, так как именно желание отделяет желающего от других, в то время как объект желания мог бы послужить всем в равной степени. Блаженство возникает, когда есть любовь без обладания и стремления к удовольствию от этого обладания. Любить — значит отдавать себя без принуждения, и эта отдача приносит счастье.
Счастье заключается в полноте жизни. Жизнь есть самосознание, и она существует на всех уровнях — ментальном, эмоциональном и физическом. Полнота означает полноту человеческого существования, а значит, осуществление всех идеалов, истины, красоты, доброты и гармонизацию мысли и действия. Тогда человек живет, направляя свою жизнь из внутреннего центра, в котором отсутствуют противоречия, но есть непересыхающий источник мысли, чувства и действия в их совершенном сочетании, инстинктивно отвечая, когда это время от времени необходимо, на потребности каждой ситуации.
{odnaknopka}