Японский сад

Японский сад«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота».
В.А.Сухомлинский


Традиционный японский сад пришел к нам из далекого прошлого. Он сформировался в 10–12 веках и достиг расцвета в период средневековья, в 14–16 веках. На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать идея, что человек — часть Природы, находящейся не только вне его, но и внутри. В Природе уже есть все — и красота, и разумность, и гармони, и одухотворенность; нужно только уметь увидеть это, открыть, понять и выявить. Внутренняя суть Природы подобна нашей собственной. Пытаясь постичь суть Природы, различных ее частей, человек учился понимать суть своей собственной души. Различные элементы сада должны были затронуть и пробудить чувство священного в душе человека.

Многие принципы, заложенные в садах, пришли в Японию из Китая, но в Японии сады приобрели свои характерные черты. Это не столько созерцание Природы, сколько поиск сути любого ее элемента и стремление подчеркнуть его с максимальной выразительностью, отсечение всего лишнего, дабы «голос Природы был слышен более ясно и более сильно». Прославленный мастер икэбана Икэнобо Сэньо (1532–1554) говорил в «Тайных речениях»: «Горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек. В одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений».

Японский сад являл собой идеальную модель мира. По словам Цзы Чена: «Хотя сад создается человеком, в нем само собой раскрывается небесное». Для японцев характерно отношение к элементам Природы как к равноправному собеседнику.

Одна из заповедей Кодекса Чести самурая предписывает чутко относиться ко всему прекрасному, встреченному на пути. Чрезвычайно ценилась «мгновенная красота», исчезающая спустя секунду, но замеченная. Неожиданность прекрасного, его внезапное появление там, где не ждешь. Любое мгновение может сулить открытие.

На основе всего этого определился и закрепился устойчивый круг ассоциаций и символов в искусстве создания садов.
Например, два главных принципа всех японских садов — наличие камней и воды.

Камни — отражение звезд на земле, чистейшая энергия Неба. Внести камни в сад и правильным образом расположить их все равно, что установить законы Неба на Земле. Камни созерцали, трогали, слушали их музыку.  Считалось, что в камнях необычной интересной формы обитают духи природы. Поэтому в камнях старались разглядеть их суть, они получали названия: камень бегущий, догоняющий, прислоняющийся, летящий и т. д.

Камни также могли олицетворять в саду горы — принцип духовной высоты, стремления к Небесному.

Вода отражает небеса, накапливает энергию Неба и распределяет ее по всему сакральному пространству сада. Вода, как человеческая душа, способна отражать то, что наверху, способна быть прозрачной и журчащей, как ручеек, или глубокой и таинственной, как гладь озера. Во многих японских садах ручей преодолевает препятствия, из маленького и робкого становится широким и спокойным, течет и  претерпевает на себе все испытания,  как поток человеческой жизни. Часто эти принципы передаются сухими водоемами, где в качестве воды выступает гравий.

В зависимости от тех состояний, которые хотелось передать, в Японии различают 30 видов воды: текущая, капающая, струящаяся, бурная и т. д.

Водопад, вообще говоря, был одним из самых любимых элементов сада. Говорят, что наверху каждого водопада живет дракон, как символ мудрости. А священная рыбка карп, подобно ученику, стремится преодолеть бурлящий поток воды и подняться вверх по водопаду, к его истокам, где и превращается в дракона — символ мудрости и приобретенного внутреннего опыта.

Вообще, древние японские сады всегда затрагивали многие моменты, которые важны человеку в его внутреннем поиске.
Дорожка символизировала путь человека к Божественному в Природе и в самом себе. Попадая в сад, человек оставлял свои будничные заботы за воротами сада и пускался в некое духовное путешествие, где встречался с разными «героями» сада, навеянные мифами и легендами. Это могли быть и деревья, и камни, и водные потоки, выступающие в роли определенных символов. Это могли быть и природные образы из мифов, саг, легенд, любимые всеми японцами, имеющие для них глубокое символическое значение.

Каждая дорожка имеет свой ритм, который навевает определенный ход мыслей. Вот дорожка ведет нас крупными плоскими камнями — по ней можно идти только большими размашистыми шагами, а тут камни становятся мельче, и мы невольно замедляем шаг, открывая  новый поворот или миниатюрную деталь сада, которую могли бы и не заметить, если бы дорожка своим ритмом не подсказала бы остановиться.

К чайному домику — месту особой встречи — ведет дорожка «родзи» («росистая земля»), поддерживаемая постоянно влажной  и чистой.

Дорожка в японском саду может быть четкая и ясная, довольно широкая, а может быть едва угадываемая, которую приходится отыскивать среди зеленых пышных мхов…

Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый,который вместе с отражением Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый, который вместе с отражением его в воде образует круг, зигзагообразный мостик и т. д.) в зависимости от того, в какую по символическому содержанию часть сада переходит человек.

Зигзагообразный мостик обычно бывает в самом начале сада. Он ведет через заросший пруд, похожий даже на болотце. Японцы считают, что тень, постоянно сопровождающая человека, отстает от него на поворотах мостика. Таким образом человек избавляется от всего темного, что его сопровождало, и может продолжить путь «чистым».

Плоский мостик так близок к земле  — это еще земное, горизонтальное перемещение. К святыням ведут высокие мосты, поднимающиеся над земной суетой. Верх совершенства — мост Луны, мост с аркой правильным полукругом. Вместе со своим отражением  в воде он образует совершенный круг.

Большое значение в японских садах придавали пустому пространству. Пустоты должно было быть больше, чем растений и камней. Пустота — это вечность, содержащая в себе все, это начало всех начал, точка отсчета. В каждом саду есть такое место , как возможность новых начал, место, в котором скрыты все потенциалы.

Многие сады камней «построены» на пустоте, как принцип рождения проявленных вещей. Такой сад неброский, ненавязчивый, он не отвлекает ум яркостью красок, но дает ощутить чистый ритм Вселенной и приобщиться к нему.

С другой стороны, в дзенских садах камней пустота завершает путь, пустота заключает в себе все познанное — это абсолютная истина.

Любой водоем в саду обязательно имеет острова. Каждый остров, в зависимости от своих очертаний и окружения, несет определенное смысловое значение.

Два главных героя японских садов Остров Журавля и Остров Черепахи. Они всегда вместе, как Инь и Ян, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля — стремиться к Небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.

Но среди всех островов, символизирующих различные моменты внутри человека, всегда есть один главный Священный Остров, к которому стремится человек на Пути. Это может быть или большой камень, или холм земли с растениями и со священными символами, или остров в водоеме.

В зависимости от символики сада, такой остров  символизирует или Священную Гору Хораи — гору сокровищ, бесценных сокровищ мудрости и внутреннего опыта, которые приобретает человек по пути к ней; или это Священный Остров, который является своего рода Небесной Родиной человека, его истоками и одновременно конечной целью пути. Этот Остров словно путеводная звезда, которая ведет человека. К нему не перекинут мост и дорожка никогда не подходит вплотную, позволяя лишь издали созерцать нечто Высшее.

Важными элементами многих садов при храмах и позже чайных садов стали каменные фонари и каменные сосуды с водой (Цукубаи), символизировавшие свет на пути и очищение. Один вид сосуда с водой должен был вызывать состояние чистоты.
Условия, влияющие на процесс восприятия сада:

• Постепенное раскрытие сада подобно разворачивающемуся свитку рукописи.
• Незавершенность, дающая простор воображению, побуждающая следовать дальше.
• Простота, через которую передана красота и суть каждого элемента.
• Сад должен был быть интересным во все четыре сезона года. В садах было мало ярко цветущих растений, чтобы не отвлекать человека от главного.

При столь четких канонах все японские сады разные, неповторяющиеся в своих формах и смысловом значении. Способы передачи доведены до мельчайших деталей, до нюансов. Каждая деталь сада — наклон ветки, разворот камня, сила журчания водного потока — имеет строго определенное значение, и, кроме того, может играть иную роль в зависимости от сочетания с другими элементами.

Японский сад в Ботаническом саду представляет собой синтез различных элементов, его назначение — знакомство с культурой японского народа, но, тем не менее, многие его детали узнаваемы и несут определенную смысловую нагрузку. Попробуйте пуститься в самостоятельное путешествие по дорожкам сада и увидеть то, что бывает скрыто от поверхностного взгляда.

{odnaknopka}

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: