Символика масонского храма
«Строение Храма Соломона есть символическое изображение постепенного овладения тайной мудростью или магией; сооружения и развития духовного из земного; проявления силы и великолепия духа в физическом мире через мудрость и гений строителя».
ЕПБ «Разоблаченная Изида»
Центральным символом масонства является Храм. Своими корнями этот символ уходит в Библию, где повествуется о возведении храма царем Соломоном.
В масонстве Храм воплощал великий труд созидания, как божественного, так и человеческого. Воздвигаемый, согласно предвечному Плану Великого Архитектора Вселенной, Храм есть символ Мирового Порядка. В свою очередь, Мировой Порядок находит отражение в братстве «вольных каменщиков». Храм есть символ Высшей красоты, Духовности.
Но Храм не только символ универсализма. Каждый масон кропотливой работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. При вступлении в ложу, которая сама есть как бы проекция Храма, новичок начинает трудиться над «неотесанным камнем», который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый начинает строительство самого себя, ибо человек – и дух его, и тело его – тоже есть «Храм Господень».
Масоны собираются в храме с тем, чтобы работать «без передышки» над собственным совершенствованием, о чем и напоминает им и каждому новоприбывшему мастер.
После того как масоны вошли в храм и руководители ложи заняли свои места, начинается Работа.
Согласно ритуалу, она символически начинается ровно в полдень. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это магическое мгновение, благоприятствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием Света.
Мастер повелевает присутствующим убедиться, что храм должным образом «защищен», и приступает к ритуальному диалогу с двумя Смотрителями. Первый находится на Западе. Он следит за движением солнца и закрывает храм лишь после того, как удостоверился, что работающие получили причитающееся. Второй – на Юге. Он объявляет братьям об окончании Работы и призывает их к отдыху, во время которого восстанавливаются силы, а после отдыха – снова к труду. Разумеется, речь идет о символических ролях, в которых звучит отдаленным эхом тайна мастерства вольных каменщиков.
Оба Смотрителя обязаны знать и скрупулезно выполнять свой долг. В храме должны царить «разум, серьезность, благодеяние и веселее». Об этом напоминает Мастер, восседающий на Востоке, чтобы просвещать братьев своими знаниями, подобно тому как солнце, восходя на востоке, освещает землю.
Удар молотка Почтенного Мастера побуждает братьев к «порядку». Они особым образом берутся за руки. Это очень древний и универсальный символ. В этот момент ритуал начала работ достигает высшей символической напряженности. Первый Смотритель направляется к алтарю, ритуально приветствует Мастера, открывает Книгу Священного Закона (Библию) и возлагает на нее угольник и циркуль.
По ритуальному обыкновению книга раскрывается на первой странице Евангелия от Иоанна, где напечатан – Пролог.
У масонов Иоанн-евангелист «празднуется» по случаю зимнего солнцестоя
ния. День апостола Света и день, когда солнце возобновляет свой восходящий путь, символически слиты в один. Достойно внимание и то, что масонские ложи очень часто именуют себя в честь св. Иоанна.
Таким образом, св. Иоанн является символом просвещенной религиозности. Пролог его основан на символике Слова и Света.
Подчеркнем, что масоны заняты поиском «Утраченного Слова», которое является не только тайной мастерства, ушедшей вместе с Мастером Хирамом, но и Словом, способным созидать.
После того как раскрыта Книга Священного Закона, начинается работа во славу Великого Архитектора Вселенной. С этого момента братья не имеют права обсуждать политические или религиозные вопросы. Символически это означает, что в храме недопустимы разговоры, которые разъединяют людей в их мирской среде.
Возжены три свечи в память Знания, Красоты и Силы, символически представленные в храме статуями Минервы, Венеры и Геракла.
Особое значение имеет также возложение Квадрата ложи. Обычно речь идет о четырехугольной хоругви, на которой изображены основные символы храма. В прошлом Квадрат, как правило, изображали мелом на полу храма, затем, по окончании работы, чертеж стирали. Смысл этого ритуального жеста, быть может, связан с символическим воспроизведением микрокосмоса (Квадрат) и с макрокосмосом (Храм).
Храм у масонов имел прямоугольную форму. Прямоугольную – потому что прямоугольник или квадрат символизируют собой стабильность.
При входе в храм, символически возвышаются две колонны – J и B. Иахин (Jachin) и Воаз (Boaz) на древнеевропейском приблизительно означают соответственно «утвержденный богом» и «утвержденный силой». На капители колонн (одна из них в дорическом, другая в коринфском стиле) возложены соответственно глобус, символизирующий всемирность и универсальность масонства, и три граната, являющихся образом плодородия природы. С одной стороны божественное, с другой стороны земное. Когда проходил масон между двумя этими колоннами, они отделяли пространство сакральное.
Потолок усыпан звездами, пол – с узорами в виде шахматной доски. Пол храма в виде шахматных клеток, чередованием белых и черных квадратов, символизирует космический дуализм. Белое и черное, свет и тьма. Символически масон прокладывает свой путь как бы между полями – черным и белым. Это и есть тот самый «тернистый путь», который ведет к освобождению. В понимании масонов «тернистый путь » - это равновесие противоположностей существования.
В центре храма треугольный алтарь, на котором лежат открытая Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: Свобода – Равенство – Братство. У подножия алтаря стояли один неотесанный булыжник, и рядом с ним идеальной формы куб, с отшлифованными гранями. Эти два камня символизировали собой человека в начале пути и тот куб, того человека, который должен быть в конце пути. Символизировали работу над человеком, что из любого камня можно сделать такой вот идеальный куб.
На Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Возле трона возложены сверкающий меч, символизирующий творческое и разрушающее или очистительное начала, другие символические предметы.
Восточная стена украшена изображениями Солнца и Луны, являющимися двумя «светилами». Соответственно они связаны с символами золота и серебра, серы и ртути, как принято в алхимической традиции.
Меж двух светил расположена Священная Дельта, прозрачный и светящийся треугольник, заключающий всевидящее око. Это символ Божества, к которому относится и надпись, начертанная инициалами: «Во славу Великого Архитектора Вселенной»: A.-G.-D.-G.-A.-D.-U.-. (A Gloria del Grande Architetto dell’Universo). На Западе и Юге расположены места 1-го и 2-го Смотрителей, при которых установлены канделябры соответственно с одной и с двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи.
В храме находятся также статуя Минеры, Геракла и Венеры. Минерва символизирует собой знание или мудрость, Венера – любовь и красоту, Геракл – силу, волю, мощь.
Вдоль стен красный шнур, завязанный в семь «узлов любви».