Мифология инков
Мифология инков — это комплекс воззрений, верований, культов и легенд инков.
Источники
Все католические миссионеры последовавшие за Франсиско Писарро старались уничтожать записи о древних инкских верованиях и их культуре. Многие древние легенды сохранились среди коренного населения Перу, некоторая информация об инкской мифологии дошла из записей самих католических миссионеров, в основном это произведения (в хронологическом порядке):
* Сьеса де Леона,
* Хуана де Бетансоса,
* Кристобаля де Молины,
* Бласа Валера,
* Пабло Хосе де Арриага.
* Франсиско де Авилы,
* Франсиско де Авенданьо,
* Пачакути Ямки,
* Фернандо де Монтесиноса,
Большинство остальных авторов, лишь заимствовали одни и те же истории, разведанные этими историками и миссионерами, часто путая и меняя как действующих лиц, так и место и время действия легенд и мифов. Практически все легенды содержат историческое зерно, но установить времена и эпоху по ним, крайне непросто, так как миссионеры не часто вдавались в глубокий анализ, но при этом изрядно добавляли христианское видение.
Основа инкской мифологии
Основной характеристикой мифологии инков служит её эклектичность, то есть сочетание и наслоение верований и мифов различных культур южноамериканского континента, существовавших как до Инков, так и одновременно с ними, что в создаёт немалые трудности для определения того, к какому времени и народу в действительности относиться та или иная легенда. В большинстве случаев такие легенды уходят корнями в далёкое прошлое. Основным субстратом, хоть и не главным, считается мифология кечуанских народов, издавна живших в горной местности от северного Перу, до южных пределов города Куско. Также мифология инков вобрала в себя такие древние и смежные культуры: мочика (юнки), чиму, уари, паракас, наска, чачапояс, чанки, аймара, пукина и многие другие. Незаконченный результат смешения всех этих мифологий и можно считать мифологией инков.
Религиозные представления инков
Пантеон инков достаточно многообразен, у некоторых богов повторяются обязанности, это объясняется политикой инков в отношении завоёванных ими народов: они никогда не стремились запретить иные верования и богов, а наоборот включали их в свой пантеон.
Важную роль у инков играли скалы и горы, многие из которых считались святыми, эти места назывались «уака». Один из испанских миссионеров (Бернабе Кобо) насчитал около 350 таких «уака», стоящих на топографических линиях секе, только в окрестностях Куско. Мачу Пикчу, например, одна из таких уака, но относящихся к топографии Импрерии.
Многие из природных объектов считались «уака», то есть святыми. Уака могли быть скалами, камнями, пещерами, холмами, утёсами, домами и ручьями, а также мумиями. Особую роль играли мумии правителей, поскольку в них была кровь Инти. Многие из инскких «уака» почитаются коренными народами Перу до сих пор.
Космология
Инкская мифология непосредственная связана с космологией, поскольку каждая уака отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира, небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть каждой уака.[1] Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.
Специалистами в астрономии были Философы — амаута, они же были и астрологами. Часто благодаря им и удалось собрать сведения по мифологии.
Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» — Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора.[2] На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.[3]
Небесная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) — главной водной артерии области Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается ее водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьет мало и поэтому остывает.
Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча, Куско. Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками [4].
Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций [5].
Ваки вместе со столбами, по которым велся календарь инков, составляли уже названное число 350.
Основные легенды инков
По легенде основателем государства инков Тауантинсуйу был Манко Капак, легендарный правитель, произошедший, как считается от бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. По другим версиям он происходил от бога Виракочи или из вод озера Титикака. Существует много версий прихода к власти Манко Капака, по одной из них он был создан богом инти вместе с его братом Пача Капаком и отправлен на землю вместе с другими братьями и сёстрами для того что бы основать храм в честь отца бога Солнца Инти. На земле они воплотились в пещере, и во время передвижения по пещерам к месту основания храма Куско один из братьев Манко Капака превратился в льдину. В другом варианте этой легенды они воплотились из озера Титикака.
Представление о мире
Пространство в мифологии инков состоит из трёх миров, подземный мир мёртвых и нерождённых Уку Пача, земной мир в котором и жили инки, назывался Кай Пача, и высший мир, где обитают верховные боги Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча и Ильяпа. До сих пор в языке кечуа слово «пача» означает время или пространство. В мифах по этому поводу имеется пословица: «Этот мир также уходит в иной мир», что можно понимать и как пространство и как время.
Пантеон инкских богов
Как инкские, так и заимствованные:
* Апо или Апу (кечуа Apu) — бог гор. Дословно, «господин».
* Атагу́чу (кечуа Ataguchu) — бог помогавший в сотворении мира.
* Апокатекиль или Апотекиль или Катекиль (кечуа Apocatequil) — бог грома и молний.
* Ванака́ури — бог Радуги, первопредок Инков, брат Манко Капака. Его идол — одна из главных святынь Инков — находится неподалёку от Куско на одноименной горе.[6]
* Кавилья́ке (кечуа Cavillace) — богиня девственница, зачавшая ребенка от бога Кунирайа Виракоча, съев плод лукума. Обращена в камень вместе с ребенком у самого моря, в который бросилась, спасаясь от преследования Виракочи[7]
* Ча́ска (кечуа Ch'aska) — богиня рассвета и заката. Также богиня планеты Венера, считалась защитницей девствениц. Дословно означает — «звезда».
* Ча́ска Ко́льур (кечуа Ch'aska Quyllur) — богиня цветов и девствениц, богиня планеты Меркурий.
* Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama) — богиня здоровья и счастья, считалось что её тело стало первым растением коки которое в культуре инков разрешалось жевать только мужчинам для большего сексуального удовлетворения женщин.
* Кунира́йа (кечуа Quniraya Wiraqucha) — бог беременности и луны. Полное имя было также — Кунирайа Виракоча. Бог путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.[8]
* Копака́ти — (кечуа Copacati) богиня озёр. На кечуа озеро означало — Cocha.
* Еккеко (кечуа Ekkeko) — бог очага и богатства. Инки изготавливали кукол представляющих этого бога и просили у него благополучия.
* Ильа́па (кечуа Illapa) — очень популярный у инков бог грома и молний. У него инки просили хорошей погоды. День празднования Ильяпа был 25 июля.
* И́нти (кечуа Inti) — бог солнца, считался самым важным богом, а Инка считался прямым потомком Инти.
* Кон (кечуа Kon) — бог дождя и ветра приходящих с юга. Сын Инти и Мама Килла.
* Ма́ма А́льпа (кечуа Mama Allpa) — Мать-Земля, богиня плодородия, изображалась со множеством женских грудей.
* Ма́ма Ко́ча (кечуа Mama Qucha) — «мать озеро», богиня моря и рыбы, покровительница рыбаков. По одной из легенд мать Инти и Мама Килла.
* Ма́ма Па́ча или Пачама́ма (кечуа Pachamama) — богиня плодородия, покровительница во время посева и уборки урожая. Также она ответствена за землятресения.
* Ма́ма Ки́льа (кечуа Mama Killa) — богиня брака, фестивалей и Луны. Дочь Виракочи и Мама Коча, сестра и жена Инти. Была матерью Манко Капака, Пачакамак, Кон, и Мама Окльо.
* Ма́ма Са́ра или Сарама́ма (кечуа Mama Sara) — богиня зерна, была связана с маисом и ивой.
* Па́ча Ка́мак (кечуа Pachakamaq) — создатель земли обитающий, в её недрах. Инки переняли поклонение этому богу у покорённого ими народа ичма.
* Парьяка́ка (кечуа Paryaqaqa) — бог воды, шторма, бури, селевых потоков, перенятый у других народов, также бог дождя. Родился из пяти яиц. Воплотился в виде сокола, но потом стал человеком. Его символом были пять яиц: четыре по углам и один в центре. Соблазнил девицу-красавицу Чукисусо, помог построить оросительный канал, при этом ему помогали все виды животных, предположительно, являвшиеся кечуанскими знаками зодиака на небосводе.[9]
* Парисиа (кечуа Paricia) — бог, убивающий людей с помощью наводнений за недостаточное почитание. Возможно, одно из имён Пача Камака.
* Су́пай (кечуа Supay) — бог смерти и демонов, правитель подземного мира Уку Пача. Дословно — «тень». Представления о Супайе как о демоне присвоены первыми христианскими священниками. Основное значение было, однако, другим.[10]
* Уркагуа́ри или Уркава́ри (кечуа Urcaguary) — бог металлов и драгоценных камней, и других ископаемых предметов имевших большое значение.
* Уркачи́льай (кечуа Urcuchillay) — бог наблюдавший за животными.
* Вирако́ча (кечуа Wiraqucha или Apu Qun Tiksi Wiraqucha) — бог всего, изначально был верховным богом, но после того как Пачакутек стал Инкой, он изменил расстановку сил в пантеоне и объявил главным Инти, который, как считалось помог победить народ чанка, главных врагов инков на тот момент. Полным именем, возможно, было: Кон Тикси Виракоча Пачаячачик. Также существовали другие персонажи с таким именем: Имаймана Виракочи и Тукапу Виракочи, — оба сыновья Создателя Пачаячачика.[11] Кроме того: Кунирая Виракоча[12], Илья Тиси Виракоча[13].
Примечания
1. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina [1576]. In Relación de las fabulas y ritos de los Incas, edited by Horacio H. Urteaga and Carlos A. Romero, 3-106. Colección de Libros y Documentos Referentes a la Historia del Perú, no. 1. Lima: Sanmarti & ca, 1916.
2. Педро де Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI.
3. Ю. Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. Глава 4.
4. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI)
5. Zuidema 1990: 73; 1995
6. Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. Madrid 2007. Miraguano, Polifemo. ISBN 978-84-7813-228-7, ISBN 978-84-86547-57-8
7. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
8. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
9. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
10. Педро де Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Первая. — Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий)
11. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina [1576]
12. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
13. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XI. — Киев, 2006
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи