Алтарь, которого нам на хватает
В 29 году до н.э. в третий раз в римской истории были закрыты двери храма Януса: пришел конец продолжавшимся более ста лет гражданским войнам. Лишь пять коротких мирных периодов знал воинственный Рим в течение первых восьми веков своего существования, и три из них пришлись на время правления императора Августа.
Самого Августа трудно назвать пацифистом. Его путь наверх — это путь жесткого и бескомпромиссного политика. Усыновленный самим Цезарем, после его смерти он активно включился в борьбу за власть в Риме. Проявив чудеса политической дальновидности, в 43 году до н.э. создал триумвират вместе с Антонием и Лепидом, но уже к 31 году сумел устранить обоих конкурентов и добиться единодержавия. В 27 году он принял титул Августа (Возвышенного), положил начало новой форме правления (принципату) и вернул стране мир.
Что-то изменилось в Августе в это время: предметом его заботы стали не войны и расширение и без того огромной империи, а мир и культурное возрождение страны. Неизвестны подлинные причины изменений, произошедших в душе первого римского императора и, как сказал бы Платон, размягчивших ее. Некоторые историки склонны объяснять их влиянием Ливии, третьей и самой любимой супруги Августа, но нам важно не это.
Важно и удивительно то, что впервые в мировой истории в пантеоне богов, почитавшихся на общегосударственном уровне, появилась Пасис — богиня Мира, известная в Греции как Эйрена. Она изображалась молодой женщиной с оливковой ветвью, кадуцеем, колосьями и рогом изобилия. Именно ей в ознаменование мира, установленного им на земле, посвятил Август Алтарь Мира — Ara Pazis. Алтарь был сооружен в Риме на Марсовом поле и освящен в 9 году н.э. Он представлял собой четыре мраморные стены без крыши, внутри на четырех колоннах стоял жертвенник. Шестиметровые стены алтаря были сплошь покрыты искусной резьбой — сценами из жизни основателей города Ромула и Рема, легендарного Энея, прародителя рода Юлиев и Августа, изображениями самого императора, членов его семьи и сенаторов, а также Матери-Земли. Растительный орнамент, украшавший алтарь, состоял из сплетенных листьев аканфа — растения, которым, согласно верованиям римлян, расцветет вся земля, когда на ней установится веселое и беззаботное правление бога Сатурна.
Но было бы наивным предполагать, что одного только декларативного обожествления мира было достаточно для того, чтобы объединить миллионы людей огромного государства. Людей, исповедовавших разные религии, принадлежавших к разным культурам, имевших разные традиции, разное образование, живших, в конце концов, на разных континентах. В свое время подобная задача стояла перед вторым римским царем — Нумой Помпилием. Тогда Нуме удалось объединить римлян и сабинян, враждовавших друг с другом, отвратив их взор от существовавших между ними различий и противоречий и обратив его к тому, что их объединяло. Нума разделил оба народа на цеха по профессиональному принципу и дал каждому цеху собственное божество — именно вокруг него сплотились люди. Нечто подобное предстояло сделать и Августу, но уже с огромной империей.
Что же сможет повести за собой и свободного гражданина, и раба, араба, египтянина и испанца, жреца Юпитера и последователя Ахурамазды? Что сможет стать таким объединяющим центром — идея, божество, человек, место? Есть ли вообще что-то, что будет святым для любого человека — независимо от его возраста, цвета кожи и религии, которую он исповедует? Август велик уже потому, что не побоялся задать себе этот вопрос и, обратившись к опыту древних, того же Нумы Помпилия, принять новые законы. «Новыми законами, введенными по моей инициативе, многие примеры древних, забытые уже нашим веком, я вернул, и сам многих дел примеры, достойные подражания, потомкам передал», — написал император в своих «Деяниях».
Центром столь необходимого объединения Август выбрал древнее понятие Конкордии — согласия. Но не формального согласия, а согласия сердца с сердцем (con-cordia — «с сердцем»). Согласия, объединяющего человеческие сердца. Согласия, объединяющего людей на основе универсальных ценностей. Август очистил от пыли времен и вновь вернул гражданам древние римские идеалы: fides — верность, pietas — благочестие, virtus — доблесть. И сделал это не на словах, а через лучшего посредника между идеалами и человеческими сердцами — культуру.
Время правления Августа называют «Золотым веком» Римского государства во многом благодаря возрождению поэзии, литературы и иных искусств, которым император покровительствовал лично. Он окружил себя писателями и художниками, понимая, какое огромное влияние может оказать искусство на настроение и образ мыслей римлян. И сам присутствовал на публичных чтениях новых произведений. Чаще всего они происходили у его близкого друга Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых писателей и поэтов; он был сказочно богат и щедро вознаграждал лучших. Возможно, не без его влияния Август стал уделять культуре и искусству столь большое внимание.
«Я принял Рим кирпичным и оставляю его белокаменным», — любил говорить император. Ведущим искусством при Августе была архитектура. Строительство приобрело грандиозные масштабы: повсюду прокладывались дороги, водопроводы, возводились мосты. В Риме был сооружен Форум Августа, отстроены целые кварталы.
Во имя Рима, его величия и его идеалов, столь простых и понятных сердцу любого гражданина, строились дворцы и храмы, писались картины и поэмы, создавались исторические произведения и делались жертвоприношения. Это было так просто и так глубоко по сути — жить благодаря согласию и во имя согласия.
В самой большой и самой воинственной империи без оружия был установлен мир. И раз в год благодарные римляне приходили на Марсово поле, чтобы принести жертву на Ara Pazis, Алтаре Мира — Алтаре, которого нам так не хватает сегодня.