Геркулес
Геркулес являлся одним из самых популярных в армии и пограничных провинциях Римской империи персонажей античной мифологии. Он занимал третье место по числу вотивных надписей в зоне Рейнского лимеса после Юпитера и гениев. На древнейших из дошедших до нас статуях из Рима Геркулес одет по карфагенской моде – львиная пасть на голове, лапы перекрещены на груди, остаток шкуры спускается по плечам. Возможно, под пунийским влиянием Геркулес обретает черты божества–хранителя. Приверженцами культа Геркулеса были исключительно воины.
Вокруг культа Геркулеса сложился особый праздничный календарь. Первого февраля повсеместно проводились цирковые игры в честь дня рождения Геркулеса. Третьего апреля отмечался праздник в честь Геркулеса Победителя (Hercules Victor). Четвертого июня праздновался день основания храма в честь Геркулеса Великого Хранителя (Hercules Magnus Custos) возле Фламиниева цирка в Риме. Тридцатого июня отмечался день основания храма Геркулеса Мусагета (Hercules Musarum), находившегося там же. Двенадцатого августа отмечался день основания храма Геркулеса Непобедимого (Hercules Invictus), расположенного возле римского Большого цирка, а тринадцатого августа – день основания храма Геркулеса Непобедимого у Тригеминских ворот. Из всех празднеств в честь Геркулеса именно праздник в честь Геркулеса Непобедимого считался основным. Двадцать первого декабря отмечался праздник Геркулеса и Цереры. За исключением февральского и декабрьского празднеств, остальные подчеркивают воинскую сущность культа Геркулеса. Не удивительно, что праздники в честь Геркулеса Победителя, Геркулеса Великого Хранителя, Геркулеса Мусического, Геркулеса Непобедимого приходились на весну и лето – традиционное для римлян время проведения военных компаний. Строительство главных святилищ Геркулеса в Риме приходится на период образования Римской мировой державы. Храмы Геркулесу Великому Хранителю и Геркулесу Непобедимому были построены в III в. до н.э. из добычи, полученной во время покорения Италии, а во II в. до н.э. в Риме был сооружен храм Геркулеса Мусагета. С начала империи римские военные и италийские переселенцы распространяют культ Геркулеса на север от Аппенинского полуострова. Культ Геркулеса распространяется прежде всего в германской группировке римских войск. Так, возможно, I в. датируется свинцовая пряжка ремня с изображением самого героического из богов, опирающегося на палицу, из легионного лагеря Виндонисса на территории современной Швейцарии. Тогда же жертвенники и статуи, посвященные Геркулесу, воздвигаются в Далмации. Наряду с побережьем Адриатики, культ Геркулеса в это время распространяется по "янтарному пути" из Италии в Паннонию. Cамые ранние посвящения Геркулесу появились здесь еще в первой половине I в. в легионном лагере Карнунте, находившемся недалеко от современной Вены.
Дальнейшее развитие культ Геркулеса получает при Антонинах, когда он становится патроном правящей династии. При этом подчеркивалась роль Геркулеса как справедливого правителя, борца с тиранией, покровителя тружеников. Множество посвящений данному божеству появляется в начале II в. в Испании, где в Гадесе, неподалеку от родного города Траяна – Италики, находилось древнее святилище Геркулеса. Как знак лояльности императору Траяну культ Геркулеса распространяется и в армии. Подтверждение тому служит жертвенный алтарь Геркулесу в Верхней Мезии у Железных Ворот, воздвигнутый центурионом легиона XV Apollinaris во время строительства моста через Дунай в период дакийских войн. Геркулес изображался на монетах Адриана, Антонина Пия. Последний из Антонинов Коммод провозгласил себя Геркулесом Амазонием. На монетах и в скульптурах Коммод изображался исключительно как Геркулес, а его супруга – как амазонка. Наиболее распространено было изображение Геркулеса в статической позе с дубиной в руке и с львиной шкурой на плечах. На некоторых саркофагах из Далмации показаны подвиги Геркулеса, подчеркивающие его роль как психопомпа: спасение из Аида жены царя Адмета Алкесты, извлечение из подземного мира пса Цербера, добыча яблок Гесперид. Тема спасения Геркулесом Алкесты была особенно популярна на надгробных памятниках римских военных в Паннонии и Мезии. У легионеров-ветеранов Геркулес был популярен как покровитель фамилии, домашнего очага, имений. По мере развития представлений о загробном мире и бессмертии души Геркулес стал в третьем веке восприниматься как психопомп – сопроводитель душ умерших в Аид. На стеле из легионного лагеря Петовий (Верхняя Паннония) изображен Геркулес, выводящий из Аида Алкесту – жену фессалийского царя Адмета.
Популярность Геркулеса в римской армии объясняется тем обстоятельством, что военным и гражданскому населению, жившим под постоянной угрозой вражеского вторжения, был особенно близок бог – непобедимый воин, борец со злом и неутомимый труженик.