Теотиуакан

Теотиуакан«Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль: мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило причиной его гибели»
Дж. Стефенс


Теотиуаканом, или «Обителью богов», называли его ацтеки, сохранившие в своих преданиях восхищение великолепием и блеском некогда могущественной столицы. Почти два века ученые пытаются разгадать тайну Теотиуакана — «Обители богов», но до сих пор вопросов больше чем ответов…

Легенды, история

Теотиуакан расположен к северо-востоку от Мехико. Хотя этот город и известен всему миру, его история все еще полна тайн, являющихся достоянием нескольких специалистов. Будучи крупнейшим в Месоамерике чрезвычайно важным городским и церемониальным центром, оказавшим в классический период наибольшее влияние на формирование и развитие других культур, Теотиуакан стал объектом научных исследований, позволивших раскрыть некоторые страницы его прошлого.

К сожалению, в отличие от других месоамериканских культур, нет письменных источников, где фигурирует Теотиуакан.

В текстах, составленных после Конкисты как аборигенами, так и европейцами, лишь иногда упоминается Теотиуакан Поскольку эти тексты очень поздние, то упоминания носят мифический характер, т е. больше отражают высказывания ацтеков о событиях в Теотиуакане в легендарный период сотворения богов, главным образом Солнца и Луны.

Много веков назад, возможно в 300 г. до н. э. , в долине, на месте будущего Теотиуакана, возникли два селения, занимавшие площадь около четырех квадратных километров к северу от современного города. Жизнь сельских жителей была предельно проста: главным образом они возделывали кукурузу, тыкву, перец и фасоль. Среди них были и искусные ремесленники, имевшие высокое по тому времени мастерство изготовления керамики, плетения корзин, резьбы по камню.

Однако точно не известно, откуда происходили жители этих двух селений. Возможно, это часть населения, покинувшая Куикуилько — город круглой пирамиды, расположенный у подножия вулкана Ахуско,— в результате драматического извержения Шитли, которое разрушило здания Куикуилько и образовало своими потоками лавы современный Педрегаль де Сан-Анхель. Можно также предположить, что другая часть населения происходит от ольмеков. С течением времени оба селения слились и на основе сочетания двух культурных традиций создали теотиуаканскую культуру.

Видимо, большое вдохновение осенило группу беспокойных жрецов и астрономов, которые накопили астрономические и религиозные знания, необходимые для начала строительства самого крупного, самого впечатляющего и красивого города Месоамерики. Так завершается прототеотиуаканский период (Патлачике). Затем наступает период Цакуальи или Теотиуакан I.

С этого времени весть о существовании города распространяется по всей Месоамерике. Начинается приток жителей из далеких земель. Одни приезжают, чтобы поклониться богам, другие, чтобы остаться навсегда. В этот период население города достигло примерно 30 тыс человек, а его площадь — около 17 квадратных километров.

«Когда еще царил мрак, когда еще не было дня, когда еще не было света, там, в Теотиуакане, собрались, встретились боги и сказали, заговорили между собой: Идите сюда, о боги! Кто из нас возьмет на себя, кто позаботится о том, чтобы был день, чтобы был свет?».

Теотиуакан означает «место, где рождаются боги», или «место апофеоза». Процитированный отрывок из великолепного текста на языке науатль подтверждает версии, существовавшие во времена Конкисты, будто с древнейших времен сохранялось предание о том, что первые боги, Солнца и Луны, были созданы в Теотиуакане.

Два бога захотели взять на себя ответственность за сотворение света — Текуксистекатль, «властитель раковин», могущественный и надменный, и бедный и униженный Нанауацин, покрытое язвами и загнивающее божество, отличавшееся необычайной отвагой.

«И здесь (в Теотиуакане) запылал божественный костер, горевший целых четыре года».

Текуксистекатль и Нанауацин должны были броситься в костер, чтобы превратиться в богов. Покрытый язвами Нанауацин принес себя в жертву и затем, не колеблясь ни минуты, бросился в костер, а надменный Текуксистекатль струсил и бросился в пепел. Поэтому Нанауацин появился в блеске и сиянии, превратившись в бога Солнца, а Текуксистекатль возродился и стал Луной, символом своей трусости, светилом с блеклым светом. Ни одно из светил не двигалось и не отражало течение времени.

Тогда боги спросили друг друга:
«Как же мы будем жить?
Солнце не двигается
Как же мы заставим жить людей?
Мы должны придать Солнцу силу
Принеся себя в жертву. Умремте же все!»
И тогда там, в Теотиуакане,
Настал смертный час богов
А когда солнце засверкало на небе,
Луна упала в пепел
Когда же она появилась на краю неба,
Папастак закрыл лицо
Чашкой кролика.

Видимо, в период Теотиуакан-I сложился градостроительный план этого центра. Город располагался вокруг центральной оси, называемой проспектом Мертвых. Это название дали ацтеки, впервые посетившие город примерно в XIV в. Увидев холмы, покрытые землей и растительностью, они решили, что увидели могилы, а вовсе не пирамиды с храмами, воздвигнутыми на их вершинах. Итак, ацтеки назвали этот огромный проспект Миккаотли, или улицей Мертвых. Улицей Мертвых принято называть также архитектурный комплекс, расположенный к северу от так называемой Цитадели.

В последующие сто лет, известные как период Миккаотли или Теотиуакан-II, максимального развития достиг городской центр, занимавший в то время 22,5 км2. Население города насчитывало 45 тыс. человек. На этом этапе Теотиуакан переживает период своего расцвета. Город старательно делится на кварталы с общественными зданиями, культовыми сооружениями, рынками, дворцами и жилыми домами.
В период, называемый Теотиуакан III, или Тламимилолпа, Теотиуакан превратился в самую могущественную силу на всем севере Месоамерики. В течение последующих четырех столетий его политическое и религиозное господство было неоспоримым. В классические годы развития Теотиуакана воплотилась в жизнь мечта его основателей.

Теотиуакан превратился в настоящий город с населением, составлявшим, по оценке более 85 тыс. человек.

В это время уже был построен проспект Мертвых, начатый еще в доклассический период, почти завершилось строительство Пирамиды Солнца и началось воздвижение Пирамиды Луны и Цитадели. После сооружения Восточного проспекта, разделявшего проспект Мертвых на две части на север от Цитадели, в основном завершилась планировка города.

В период, который получил название Метепек, или Теотиуакан-IV, город переживает период упадка, в течение последующих ста лет население города быстро сокращается. По какой-то неизвестной причине население покидает этот город.

Факты, гипотезы

Теотиуакан — «Город Богов», как его называли Тольтеки, представляет собой уменьшенную модель Земли и Вселенной. Ориентированный, как и множество городов культур майя и тольтеков, в направлении север - юг с отклонением в 15,5 градусов к востоку, он указывает на основные точки траектории движения Венеры и других основных планет Солнечной системы. В этом направлении пролегает Дорога Мертвых. Вторая ось, относительно которой построен город, перпендикулярна Дороге Мертвых и ориентирована на заход созвездия Плеяд. 12 августа Плеяды заходят вместе с Солнцем, и именно этот день считается очень важным, так как 12 августа 3114г до н.э – начальная дата в календаре майя-тольтеков.

Пирамида Солнца ориентирована на день весеннего равноденствия. 21 марта, когда Солнце проходит зенит, тень от пирамиды исчезает на 1 минуту.

Пирамида Кетцалькоатля – «Пернатого Змея» служила точкой для расчета орбит Урана, Нептуна и Плутона. Расстояние от этой точки до Пирамиды Солнца соответствует орбите Сатурна, а до Пирамиды Луны – орбите Урана.

По углам Цитадели расположены 4 малые пирамиды, по 13 уступов каждая; это число указывает на основной временной цикл тольтеков, ацтеков и майя - 52 года (4х13), сочетание солнечного и лунного года. Длина стены Цитадели составляла 1/100000 окружности Земли, а длина основания Пирамиды Кетцалькоатля – 1/100000 диаметра Земли, являясь таким образом уменьшенной ее моделью.

Под Пирамидой Солнца находилась пещера, более древняя, чем сама пирамида.

Она представляла собой четырехлепестковый цветок 28м в диаметре, ориентированный по сторонам света. Центр его символизировал Центр Мира, Вселенной. Направление от входа у основания пирамиды к центру пещеры соответствовало направлению на заход Плеяд 12 августа.

Дорога мертвых, находящиеся на ней пирамиды и камни-указатели, с нанесенными на них крестами и кругами являлись астрономическими ориентирами. С точек, где находились эти камни, можно было наблюдать восход и заход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: