Мир и добрая воля
День Рождества, 25-е декабря, на большой части земного шара посвящен миру и доброй воле. Эти слова — мир и добрая воля — обозначают состояния, которые неразделимы, и не только потому, что там, где присутствует добрая воля, не возникает конфликтов и сохраняется мир, но и потому, что человек может пребывать в состоянии мира, только если им изнутри движет добрая воля.
Каждый хочет ощущать состояние мира, гармонии и счастья. Но оно не может наступить через благословение извне и его нельзя достичь, пока мы сами не наполним свои сердца доброй волей в той мере, насколько это для нас возможно. Именно эта истина и заключена в словах: “Мир людям доброй воли”.
Иногда задают вопрос: следует ли проявлять добрую волю по отношению ко всем людям — и к хорошим, и к плохим — в равной степени? Ведь плохие могут нуждаться в этом даже больше, чем хорошие. Что считать правильным в этом случае?
Мы должны излучать добро на всех в равной мере, без дискриминации. Но что есть добро? Это понятие заслуживает глубокого рассмотрения. Ядро добра есть в каждом человеке, и все, что способствует естественному выражению и распространению добра, идет на пользу человеку и лучше всего помогает ему. Как в индуистской, так и в других философиях, это ядро, или центр, составляет нашу неизменную часть — Божественное в человеке. Оно выражается в красоте, и наивысшее блаженство связано с его проявлением. Только благодаря этому принципу к нам может прийти чистое знание как субъективного, так и объективного мира. Если мы способны эманировать то, что ведет к проявлению красоты, чистого знания и присущей нам доброты, тогда мы творим добро другим людям. Первым шагом или первой формой действия, ведущей к такой эманации, является чувство, родственное сильному желанию проявить искреннюю добрую волю по отношению к другим.
Желание человека сделать доброе дело (или его совершение) пробуждает добро в других, при этом зло, если оно в них есть, не затрагивается. Мир недостижим для разума, исполненного злой воли, как бы сильно он его ни желал. Но если мы преисполнимся доброй воли по отношению ко всему и всем, без ограничений и каких-либо условий с нашей стороны, то естественным образом обретем мир, который есть постоянство внутренней гармонии, чувство внутреннего согласия, не зависящее от внешних обстоятельств. Даже тем людям, в которых зло выражено в наибольшей степени, мы можем даровать это благо — мир с самим собой, именно благодаря тем семенам добра, которые таятся в глубине их существа. Внутри каждого человека, движимого злой волей и поступающего дурно, сокрыто нечто, что обладает доброй волей и ожидает возможности даровать мир. Итак, мы желаем мира всем людям, но, по природе вещей, он может быть достигнут лишь лучшим, что есть в человеке. Низшее в нас обретает мир, только сливаясь с высшим, становясь его отражением; другими словами, лишь в таком случае оно делается восприимчивым к добру и способным творить добро.
Не то чтобы мы отрицаем возможность обретения мира другими людьми, просто он воцаряется лишь в сердце того, кто руководствуется своей доброй волей.
Отсутствие мира в сердцах людей неизбежно приводит к повсеместному распространению хаоса, раздоров и убийств. Мы все с надеждой ждем наступления эры подлинного, прекрасного мира, который надолго воцарится на всей земле; но этого не может произойти, пока нет мира в сердцах людей. Осознать это было бы в высшей степени
Часто считают, что любовь — это нечто более сильное, чем добрая воля, рассматриваемая как обычное чувство. Сегодня слово “любовь”, к сожалению, утратило свой подлинный смысл, чего еще не произошло с выражением “добрая воля”. Возможна ли на самом деле любовь без того, чтобы желать добра другому? Чистая любовь есть любовь благодетельная, без стремления навязать себя; любовь, при которой другому человеку предоставляется свобода в той же степени, что и самому себе. Это любовь, проявляющая заботу о счастье и об осуществлении другого человека. Когда человек испытывает такую любовь, она на самом деле не отличается от воли, стремящейся сделать нечто доброе для другого, цель которой, согласно ее природе, — благо для другого.
Говоря о том, что является добром для другого человека, мы часто делаем различие между тем, что хорошо для кого-то, и тем, что хорошо для нас. Очень трудно понять и определить, что такое добро, что такое доброта, в чем заключается высшее Благо. Начинать нужно с самих себя. Попробуйте кратко определить сущность блага для нас самих, выяснить, как мы сами инстинктивно понимаем благо; то же самое мы должны применять и по отношению к другим людям. Я стремлюсь к свободе, я хочу быть счастливым. Следовательно, это составляющие блага и для другого человека. Я желаю выразить то лучшее, что есть внутри меня, а он нуждается в помощи или в возможности выразить лучшее, что есть в нем. Если мы не осознаем этого, не проявляем во взаимоотношениях с людьми и в своем отношении к ним, значит, нам не хватает самого важного. И хотя мы можем сколько угодно говорить о том, что было бы хорошо для других людей, пока нами движет корысть или стремление получить удовольствие за чужой счет, мы не можем говорить о доброй воле.
До какой степени мы готовы стереть различия и отказаться от противопоставления себя другим в повседневной жизни? Имею ли я одни требования для себя и какие-то другие — для другого? Мне хочется комфорта, хочется иметь свободное время, хорошую еду и хорошее жилье, быть окруженным любовью, иметь кого-то, кто бы постоянно заботился о моих нуждах. Но думаем ли мы о благе другого человека таким же образом? Можно сказать, что думать о благе другого в тех же словах — это наилучший совет. Давайте же по крайней мере осознаем, насколько мы еще далеки от истинных стандартов, от правильного способа прожить свою жизнь.
Миру нужен мир, и первое, что для этого необходимо — добрая воля. Она необходима в отношениях между представителями разных наций и последователями разных верований, потому что и национальная принадлежность, и религия, хотя они и оказывают на нас глубокое влияние, все же являются внешними проявлениями жизни человека. Эти проявления дополняют друг друга, как цвета спектра, которые вместе составляют белый свет. Обычная жизнь по сути своей божественна, и ее сущность, окутанная вуалью материи, должна однажды раскрыться в каждом сыне человеческом, хотя сейчас она затемнена и скрыта.
Символически, началом этого раскрытия является рождение Христа, который, согласно библейскому мифу, прежде, чем войти в Свое царство, чтобы править сердцами людей, подвергается различным опасностям и преследованиям. Об этом также говорит индийская легенда о Шри Кришне, в которой он рассматривается как воплощение Божества в Его Второй Ипостаси, то есть как Сын. Эпизоды из жизни Спасителя подтверждают тот факт, что даже после того, как в индивидууме проявился Божественный Принцип, он должен вести борьбу против сил низшей, материальной, природы индивидуума, которым он прежде уступал. Но в конечном итоге борьба заканчивается победой высшего над низшим.
Печали нашего мира коренятся в чувстве отдельности. Наше малое “я” — это душная тюрьма, но обязательно настанет день, когда это ограничение исчезнет. Любовь является единственной силой, способной поднять нас над ересью разъединения. Когда человек влюбляется, другой человек временно становится для него центром божественного интереса. В мире дуальности, в котором существуют “я” и “ты”, когда “я” исчезает, остается только “ты”. Но это не единственное “ты”, а бесчисленное “вы”. В состоянии духовной, вселенской любви все другие люди сливаются в одно существо — объект любви. Сознание, освобожденное от своих пут, может фокусироваться где угодно пределах собственной бесконечности. Для каждого из нас существует не один фокус, но бесчисленное множество фокусов. Все “вы” (после исчезновения самообмана) видятся как отражения одного “ты”. Когда любовь есть во всем, тогда и тот, кого мы любим, присутствует всюду. Все сознания есть отражения Единого Сознания, все жизни — проявления Единой Жизни. Осознание единства — это рождение в каждом из нас Христа, того единства, которое может быть сфокусировано везде как центр любого из бесчисленных кругов.
Родившись внутри нас и побеждая сопротивление и проти¬водействие сил, принадлежащих темной стороне нашей природы, это сознание должно расти до тех пор, пока все в этой природе не будет преображено его мощью. Тогда будет исполнен наказ: “Будь совершенен настолько, насколько совершенен твой небесный Отец”.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи