Тибетская масляная скульптура
Масляная скульптура – искусство, которое по сей день остается загадкой для современного мира. Оно возникло в Тибете, холодной стране, населенной племенами кочевников, которые, поддерживая буддийские монастыри, приносили им в дар ячье молоко, сыр и масло. Монахи, в свою очередь, подносили масло просветленным существам, придавая необычному материалу изысканную форму – окрашивали его в разные цвета и оттенки и создавали изображения великих буддийских наставников, божеств и защитников учения, мандалы и сюжеты из священных текстов.
Традиционно масляные скульптуры выставлялись на обозрение лишь один раз в году - на пятнадцатый день первого лунного месяца. 2550 лет назад в этот день Будда Шакьямуни, достигнув Просветления, одержал победу над противниками своего учения. До 1959 года, когда Тибет был завоеван Китаем, «Чонга Чопа», день победы Будды, пышно отмечался в Лхасе. Тибетские монастыри выставляли на суд Далай-ламы, тибетского правительства и народа творения своих лучших мастеров. Некоторые скульптурные композиции достигали пятнадцати метров в высоту! Монастырь Гьюдмед всегда побеждал в этом соревновании духовных скульпторов, ведь на протяжении многих веков он был «кузницей кадров» в том, что касалось тантрических практик, ритуалов и духовных искусств. Секреты создания масляных скульптур бережно хранилась в монастыре и передавалась от учителя к ученику на протяжении последних пятисот лет.